Молекулярный сад на RHS Malvern spring festival 2017 || Ландшафтная отрасль журнал Ландшафтная отрасль

RHS MALVERN SPRING FESTIVAL 2017

Денис Калашников и Екатерина Болотова
Арт-проект «Клюква»

В 2016 году Московский фестиваль садов и цветов и руководитель шоу в Малверне объявили о начале программы обмена между Россией и Англией. Британское общество садоводов организовало конкурс среди российских ландшафтных дизайнеров, и по итогам соревнования один проект должен был быть реализован на фестивале в Англии. В свою очередь, по такой же системе выбирался английский проект, и ему предоставлялась площадь и поддержка для создания сада в Москве.

Фестиваль проходит в потрясающем месте. Малверн — это спа-курорт викторианской эпохи, самое модное и популярное место отдыха в XIX веке. Тема фестиваля 2017 года «Переосмысливая спа-курорт» отражает современный взгляд и подход к традициям той незабываемой эпохи. Площадь выставочного сада — 36 кв. м.

Мы решили попробовать. Нам хотелось сделать современный сад, но придать ему русский оттенок. Всем хорошо известен образ сада в стиле русской усадьбы или живописного деревенского палисадника. Но это история, а мы попытались рассуждать на тему современного русского сада. Какой он?

Сейчас ультрапопулярен молекулярный подход. Нам всем хорошо известны принципы молекулярной кухни, мы знаем о молекулярной косметологии, этот подход часто применяется в медицине. Можем ли мы воспользоваться этим подходом и посмотреть через призму него на сад?

Жизнь сада, зеленого мира, а также всего существующего на земле связана с молекулами и их структурой. С одной стороны, хрупкой и распадающейся, с другой — являющейся основой всего материального на земле. В рассуждениях на эту тему и появился проект «Молекулярный сад». Основные композиционные элементы сада состоят из множества частей, как и все окружающее человека состоит из молекул. Каждая часть — законченный уникальный объект, будь то растение или скульптура, но, формируя композицию из множества элементов, мы создаем новое, неповторимое вещество.

Согласно концепции, молекулярный сад представляет собой внутренний дворик спа-зоны в воображаемом отеле. Он предназначен для отдыха гостей после косметических процедур. Замкнутая структура сада дает возможность насладиться тишиной и природой и при этом не быть увиденными другими гостями. Сад призван успокаивать и расслаблять, передавать ощущение безмятежного отдыха и красоты. Эргономичные авторские кресла выполнены из березовой фанеры и повторяют контуры тела человека. Расходящиеся в разные стороны детали кресел, если смотреть на них в профиль, и деревянные рейки на белоснежной стене символизируют лучи солнца, необходимого для получения жизненной энергии. У жюри и многих посетителей был вопрос: шезлонги относятся больше к мебели или к скульптурным элементам? Мне кажется, это скорее скульптура, т. к. они созданы для нас в единичном экземпляре и вес каждой составляет 250 кг. Но эргономически они удобны, на них комфортно лежать.

Создавая спа, мы понимали, что в саду нам необходима вода. СПА — это водолечение, и вода обязательно должна присутствовать. Но площадь сада мала, и найти место для водоема непросто. Предполагаемому клиенту должно быть в нем удобно и комфортно, также нельзя забывать, что любой сад требует ухода, а значит, ко всем растениям должен быть подход. Поэтому воду в саду символизирует скульптура абстрактной молекулярной решетки. Сделав эскиз этого сада и отправив описание, через несколько месяцев мы получили сообщение, что выиграли. Счастью нашему не было предела. И тут началось самое интересное.

Где заказать скульптуру и как правильно изготовить шезлонги?! На эскизе ведь шезлонги — это просто набор висящих в воздухе элементов, а в действительности они должны как-то соединяться. При этом визуально конструкция должна быть легкой. Во многих фирмах нам говорили, что это невозможно и мебель с такими параметрами просто не будет стоять, а рухнет в первую минуту. Но нам повезло, и одни крайне креативные ребята из компании Fun-era согласились попробовать сделать первую в нашей жизни мебель. И у нас получилось. Также шезлонги должны были быть разборными, ведь их нужно было транспортировать в Англию. Это тоже оказало влияние на конструктив. За основу мы взяли березовую фанеру толщиной 30 мм, которую покрыли морилкой и четырьмя слоями яхтенного лака. Все же ведь знают, что в Англии постоянно идут дожди.
Следующей проблемой стало изготовление скульптуры. Большинство найденных нами фирм или хотели за свою работу денег, на которые можно было бы построить маленький садик в Челси, или просто отказывались браться, объясняя это тем, что скульптура большая, а соединения между молекулами очень тонкие и все рухнет.

Но каким-то чудом мы нашли стеклодувную мастерскую химического факультета МГУ. Все элементы были изготовлены вручную. Стекло в саду работает потрясающе, оно вбирает в себя свет и цвет и преломляет его в причудливые тени и блики. Скульптура не видна как таковая, но пространство вокруг оживает и меняется каждую минуту.

Все элементы сада были готовы, и встал следующий, как оказалось, очень серьезный вопрос. А как перевезти все это из Москвы в Малверн? Как выяснилось, между Россией и Англией практически отсутствует экспортно-импортная связь. По крайней мере на уровне обывателей. Но и тут нам повезло. Наши немецкие партнеры помоги с доставкой из Гамбурга до Малверна. А уж отправить груз в Германию не составляет труда.

И вот, пока наш чудо-груз ехал по просторам планеты, английская компания Big Fish Landscape начала строительство нашего сада. Напомним, что выставка идет всего четыре дня. При этом основание для нашей стенки высотой 2,2 м отливается из бетона размером 60 х 60 см с армированием, сама стенка возводится из газобетонных блоков, штукатурится под сетку и красится водостойкой фасадной краской. Мощение из песчаника укладывается на бетонное основание в 8 см с разуклонкой, чтобы вода стекала в цветники, а не на вход.

Когда мы прилетели и увидели все эти чудеса, главным вопросом было: а зачем? Но коллеги из Англии популярно объяснили нам, что мы строим САД, а не декорацию для театра. И в связи с этим у посетителей выставки, а главное, судей не должно быть ни тени сомнения, что это может просуществовать долгие годы.

На следующем этапе встал вопрос с ассортиментом растений. Ведь весна там — это совсем не как у нас. Что-то уже отцвело, что-то еще только распускается. И тут нам на помощь пришли Нина Эктон и Джо Томпсон, которые помогли скорректировать ассортимент и найти растения, максимально похожие на те, которые мы хотели получить. Растения, которые хочется особо отметить, — это лекарственный дягиль, белый шалфей, бутень одуряющий, василисник водосборолистный, смолевка, декоративный лук, фенхель…

Отдельно стоит отметить, что у производителя должна быть лицензия на все ландшафтные работы, проводимые в рамках выставки, вплоть до использования бензинового кустореза. Единственное, чем можно пользоваться без лицензии, — это лопатой во всех ее проявлениях :)

И вот спустя три недели наш совсем небольшой сад был построен. Все наши 450 растений были посажены за три дня до открытия фестиваля, что позволило им немного расправиться и приобрести максимально выигрышный вид.

Но несмотря на то, что наш сад получил золотую медаль и почетное звание Best in show, самое интересное оказалось впереди. А именно увесистый список недочетов:

Вот такой вот бесценный жизненный опыт!

 


 

 

 






©  Ландшафтная отрасль 
Новости ландшафтной отрасли, фото, проекты, интервью
www.landustry.ru  || box@landustry.ru  ||   +7 (495) 131-1534