Московское лето: фестиваль цветов и сладостей || Ландшафтная отрасль
О ЖУРНАЛЕ ГДЕ КУПИТЬ СОБЫТИЯ ЛЮДИ ФИРМЫ КОНКУРС СТАТЬИ ШКОЛЬНЫЙ САД

   НАЧАЛЬНАЯ

 

ОЛЬГА ГРИЦАН: НАДО РАЗВИВАТЬ РОССИЙСКУЮ ШКОЛУ ЛАНДШАФТНОЙ АРХИТЕКТУРЫ


В рамках фестиваля «Цветочный джем» проводится Открытый международный конкурс ландшафтного дизайна. Его участники разработают проекты ландшафтных и цветочных композиций, а также решения благоустройства и озеленения, которые будут реализованы на городских площадках – улицах, площадях и иных пешеходных пространствах столицы.

Член жюри конкурса и эксперт по развитию общественных пространств и парковых территорий Ольга Грицан поделилась своим мнением о развитии ландшафтной архитектуры в России, о пользе конкурсов ландшафтного дизайна и о том, как делать городскую среду лучше.


Москва активно развивается, но конкурсы городского ландшафтного дизайна – это все еще нечто новое. Ольга Евгеньевна, насколько широко, по вашему мнению, должна применяться такая практика?

Мировая практика проведения подобных конкурсов не нова, но в России к этому пришли совсем недавно. Ведь интерес к ландшафтной архитектуре у нас стал возрождаться только в последние годы, когда жизнь стала спокойней и появились новые социальные ориентиры. В 1990-е годы эту отрасль недостаточно финансировали. Одновременно происходил строительный бум, во время которого старались сокращать расходы на обустройство среды. А ландшафтная архитектура – все-таки затратное дело. Многие считают, что это всего лишь украшательство, но на самом деле она формирует пространство вокруг нас и саму нашу жизнь.

Когда конкурсы ландшафтного дизайна нужны? Когда ситуация сложная и требует нетривиальных решений. Такой знаковый и масштабный проект, как парк «Зарядье», который создается в самом центре Москвы, не может проводиться без конкурса. Есть более простые, но при этом неоднозначные ситуации, требующие нестандартных предложений. Когда площадь неожиданно превращается в сквер, как это было, например, с площадью Маяковского, проведение конкурса тоже необходимо.

Открытый конкурс ландшафтного дизайна в рамках фестиваля «Цветочный джем», который привлечет широкий круг профессионалов, вполне уместен, поскольку может дать новый импульс к оформлению городских пространств.
 

 

Какие у конкурса сверхцели? Какой пример должны показать его участники?

Я вижу задачу конкурса в демонстрации и воспитании вкуса, сообразного тому месту, которое архитекторами и дизайнерами будет обустраиваться: историческая улица, активное общественное пространство или двор в микрорайоне. Конкурс должен привлечь профессионалов, а они должны показать, как делать пространства вокруг нас лучше.

К сожалению, школа ландшафтной архитектуры и дизайна в России аморфна, в отличие от школ многих других стран. Ярко выраженных тенденций ее развития пока не видно. Если мы говорим об английском или французском дизайне, то четко представляем, как соответствующие объекты могут выглядеть. Многие успели посетить места, где представлены лучшие образцы ландшафтной архитектуры и дизайна. Но нельзя взять все лучшее, разместить в одном месте и получить безукоризненный результат. Как иногда бывает: кто-то выигрывает тендер на благоустройство парка и потом все увиденное пытается в этом парке реализовать. Потому что боится, что больше такой возможности не будет. Сейчас, в том числе благодаря конкурсам, такие опасения у архитекторов и дизайнеров рассеиваются. Тем более, после того, как ландшафтная архитектура нашла свое место в регионах и стало ясно, что рынок неисчерпаем. К сожалению, школа ландшафтного дизайна в России аморфна, в отличие от школ многих других стран.

 

В обсуждениях градостроительной политики сейчас на повестке дня введение стандартов. Стандартизировать работу ландшафтных архитекторов тоже необходимо?

Я принимала участие в дебатах, проходивших во время подготовки стандартов благоустройства и озеленения в Москве, и настаивала на точных формулировках. Если мы хотим, чтобы стандарт заменил все ГОСТы, СНиПы, Правила, то это должен быть жесткий нормативный документ, в котором описаны требования ко всем элементам благоустройства: покрытию, уклонам, обеспеченности инженерной инфраструктурой, размещению объектов озеленения и другим. Но сейчас стандарты разрабатываются как документ, который содержит рекомендуемые положения, а не нормативные требования, подлежащие обязательному учету, в чем их авторы не хотят давать себе отчет. Надо определиться окончательно, документ какого вида мы хотим в итоге получить.

Подчеркну, что можно стандартизировать благоустройство и озеленение. В этом нет ничего страшного. С советских времен существовал каталог рекомендуемых форм, который позволял распространять информацию о новшествах среди широкого круга проектировщиков. Но вот делать то же самое с ландшафтной архитектурой, в случае которой создаются уникальные объекты, немыслимо.

 

Каковы критерии оценки качественной ландшафтной архитектуры и дизайна?

В первую очередь, надо отличать друг от друга понятия ландшафтной архитектуры и ландшафтного дизайна. Иначе к ним предъявляются не соответствующие их сути требования. В оценке ландшафтной архитектуры надо обращать внимание на стиль, следование которому должно быть обосновано. Каждое место диктует свои требования к стилю.
Конечно, объекты должны быть качественно исполнены. Часто в процессе реализации даже самого лучшего проекта меняют технологию «на ходу», решают использовать дешевые материалы. В итоге замысел архитектора значительно искажается.


Ландшафтная архитектура, очевидно, должна быть современной. По эталонам 10-15-летней давности работать нельзя. Надо предугадывать и формировать тенденции развития ландшафтной архитектуры, в том числе, чтобы избежать быстрого морального старения и необходимости преждевременной реконструкции.

Общее требование, которое сейчас ко многому предъявляют, – экологичность. Мы часто подразумеваем под этим всего лишь наличие на объекте растений или конструкций из древесины. На самом деле необходимо учитывать качество применяемых материалов, их долговечность, возможность утилизации и даже минимизации использования.

С готового объекта должна считываться его социальная роль. Где-то она может быть элитарной, где-то – отвечающей запросам неограниченного круга лиц. Работа архитектора должна быть осмысленной, чтобы созданный объект удовлетворял тот социум, который вокруг него формируется. Поэтому надо заранее продумывать, кто к нему придет, кто будет им пользоваться и каким образом.

 

К ландшафтному дизайну требования иные?

Требования в основном те же самые. Но дизайн более динамичен. Он позволяет реализовывать ультрасовременные идеи. При этом нельзя забывать о принципе соотношения цены и качества, потому что ультрасовременное часто и самое дорогое.

 

Конкурсы ландшафтного дизайна – это своего рода экспериментальные площадки для исследования эффективности современных тенденций?

Да, на конкурсах надо апробировать новинки, проверять их востребованность в обществе и то, как они обществом воспринимаются. Если в Сингапуре металлические деревья на ура принимают, то так не обязательно будет в русской глубинке. Вспомните хотя бы входную группу из картена в Гончаровском парке, посетители парка ее не оценили и жаловались на качество используемого металла. И нельзя Версаль перенести в Москву или даже в Ростов-на-Дону, где климатические особенности ближе к французским. В учете всех условий реализации объекта и проявляется мастерство ландшафтного архитектора или дизайнера. Никакой стандарт здесь не поможет, кстати. Надо развивать российскую школу ландшафтной архитектуры, повышать профессионализм, проводить больше конкурсов, дающих возможность находить и реализовывать лучшие решения.





Дополнительная информация и условия участия – на сайте конкурса
 www.moscowflowerfest.ru.
 


 

 


©  Ландшафтная отрасль 
Новости ландшафтной отрасли, фото, проекты, интервью
www.landustry.ru  || box@landustry.ru  ||  +7 (495) 155-0510