Дети решают: ландшафтный дизайн глазами школьников || Ландшафтная отрасль журнал ЛО


ДЕТИ РЕШАЮТ: ЛАНДШАФТНЫЙ ДИЗАЙН ГЛАЗАМИ ШКОЛЬНИКОВ


В столице все чаще решения о том, как будут выглядеть дворы и улицы, принимают сами москвичи: им, жителям городских районов, виднее, где должны появиться скверы, какие нужны детские и спортивные площадки, где требуются зоны тихого отдыха. В столичных школах задумались о том, как привлечь к этому процессу детей. Так, ученики школы № 1265 по собственному проекту сделают пришкольный двор, в школе № 1392 им. Д.В. Рябинкина ребята увлеклись работой в оранжерее, а в Гимназии имени Е.М. Примакова уроки биологии часто проходят в лесу, окружающем школу.

Группа учеников школы № 1265 с прошлого года обучается в русско-французской детской ландшафтной школе «Le Paysage». Теоретические знания тут же подкрепляют на практике. Так, изучив состав газона, запомнив названия трав, они переходят к посеву, причем сеют самыми разными способами. Ребята изучают парки, делая макеты архитектурно-природных территорий: это помогает лучше усваивать материал - уверены преподаватели ландшафтной школы, да и обучение становится более интересным.

Так, благоустройством пришкольной территории ученики займутся сами. Кому как не им лучше знать, каким должен быть двор? В этом им помогают студенты-ландшафтники из РАНХиКС, МГУ, РУДН. Они изучили предложения школьников и теперь заняты разработкой подробного проекта. Проектные групп консультирует известный французский ландшафтный архитектор Мишель Пен. А воплощать лучший проект в жизнь начинающие зодчие будут вместе со школьниками. Приступить к работам планируется весной 2018 года. «Мы даём базовые знания по ландшафтному проектированию, взаимодействию со средой, - говорит руководитель русско-французской ландшафтной детской школы Ольга Родина. – Дети 9-14 лет через практику познают основы ландшафтного дизайна и архитектуры. Наши занятия позволяют детям не только научиться более масштабно и системно мыслить, но и освоить многие полезные приемы, которые можно применять, например, помогая родителям на даче». При этом, как считает Ольга, далеко не все слушатели необычной школы станут профессиональными дизайнерами. «Такой задачи у нас нет, - говорит она. – Но в любом случае эти знания будут полезны. Дети смогут самостоятельно проектировать и видоизменять окружающее пространство, будут более бережно относиться к природе, научатся проектной деятельности».

А в школе № 1392 им. Дмитрия Рябинкина ученики осваивают основы оранжерейного дела. Ребятам повезло: система школьных оранжерей работает круглый год. «У нас проходят занятия, на которых мы подробно изучаем отдельные объекты оранжереи, - рассказывает педагог-организатор и руководитель школьной оранжереи Елена Кащеева. – Например, рассматриваем, какие живые организмы населяют наш водоем. Да-да, в нашей оранжерее есть небольшой пруд, который делали сами ребята! Вначале изучали материалы, растения, устройство искусственных водоемов, потом использовали на практике полученные знания. В прошлом году наш пруд был сделан и торжественно открыт, а в этом – на занятиях мы рассматриваем в микроскоп его обитателей: донных, среднего слоя и поверхностных. Очень интересно!»

Территорию большой оранжереи разделили на четыре части – по сторонам света. Коллекция растений пополняется согласно их ареалу обитания. Уже есть Восток, где растут японские клены и несколько домашних цветов, родина которых - Китай и Япония. Юг представляют авокадо, эвкалипт и розмарин – саженцы ребята принесли из дома, некоторые растения – диффенбахия и монстера – переехали из школьных классов. «Все растения живут не в горшках – в земле, - рассказывает Елена. – Есть довольно большой газон, где круглый год можно проводить школьные праздники. Наш лужок уже был ареной настоящих рыцарских турниров».

Площадь оранжереи приличная – 224 квадратных метра - пока заполнена только наполовину. Но идей, как наполнить это пространство, предостаточно. Причем не только растениями, но и проектами. В этом году стартовал один из них – «Бизнес-леди». По легенде, успешная бизнес-вумен занялась выращиванием рассады и ландшафтным проектированием (ее роль взяла на себя Елена Кащеева). Она набрала штат сотрудников (школьниц), участвующих в новом проекте. Они считают риски, расходы и прибыль, занимаются выращиванием рассады для пришкольного участка и пополнения оранжереи, сами набирают новых сотрудников, для которых проводят обучение, назначают зарплату и т.д. Так, оранжерея стала местом для отработки полноценной модели малого бизнеса. Обучение с увлечением! Причем сразу нескольким вещам, которые точно пригодятся в жизни.

Для образовательных целей можно использовать не только искусственные ландшафты, но и природные. Одной из базовых наук при подготовке ландшафтных архитекторов является ботаника: растения для специалиста по ландшафту – то же самое, что краски для художника. И знать их он должен очень хорошо. Отличные возможности для изучения природного ландшафта есть у учеников Гимназии им. Евгения Примакова.
«На природе мы затрагиваем темы, связанные с ландшафтом в межпредметной связи с географией и экологией, – делится Алина Переверзева, учитель биологии гимназии имени Е.М. Примакова. – Любые знания гораздо эффективнее закрепляются, если ребенок увидел изучаемое своими глазами, а еще лучше – потрогал своими руками».

В рамках курса ботаники школьники разбираются с общими закономерностями устройства луга или леса, которые расположены за школой. После теории, полученной на уроках, ребята изучают видовой состав зон, собирают растения и создают гербарии. Весной, когда начинается зоология, несколько уроков также проходят на улице. Ребята наблюдают за птицами, отмечают разницу видового состава в зависимости от ландшафта (луг, лес, пойма реки). На этих уроках они учатся распознавать птиц зрительно, по силуэтам или в бинокли, а также на слух, по песням. Для старшеклассников выбор тем еще шире. Можно изучать микробиологический, зоологический и структурный состав почв или водоемов, проводить общие исследования видового разнообразия ландшафта.

В Гимназии им. Евгения Примакова также существует практика экотуризма. «Короткие походы дают гораздо большую свободу действий, чем уроки: можно собирать съедобные растения, определять животных по следам, – продолжает Алина Переверзева. – Поход можно проводить на территории с эндемиками – уникальной для местности флорой и фауной. Дети знакомятся с редкими видами и пытаются объяснить причины их изолированности».

Эмоции, которые возникают у человека при взаимодействии с природой, закладывают гармоничное восприятие мира. Знания законов природы, умение распознавать представителей флоры и фауны, дает ребенку ощущение сопричастности с миром. Известно, что с возрастом люди вынуждены «вспоминать» свое естественное состояние, медитируя возле воды, среди шума деревьев. Соединение интеллектуального и духовного знания о природе у детей помогает распознавать красоту и живой мир в будущей взрослой жизни.
 



©  Ландшафтная отрасль 
Новости ландшафтной отрасли, фото, проекты, интервью
www.landustry.ru  || box@landustry.ru  ||   +7 (495) 155-0510