Игорь Шушковский  ||  Люди ландшафтной отрасли журнал ЛО

 
ИГОРЬ ШУШКОВСКИЙ
ландшафтный дизайнер
(г. Москва)

E-mail: biomodul@polisma.ru
Телефон 8(916)657-2116

Образование: МЛТИ (Московский лесотехнический институт, группа “Озеленение городов и населенных мест”)-1984
Мастер классы по «флористическому коллажу»- школа флористики “Николь”- 1998
AutoCAD, Photoshop - ИИТ (институт информационных технологий)- 2007
“Dextera Training”-Online курс“Creator”-профессиональная разработка идей- 2009
3Ds Max– МВТУ им.Баумана- 2010

Основные проекты:
- Проект озеленения военного завода под г.Кубинка (Минское ш.)- 1997г.
- Общественная зона горнолыжного курорта «Яхрома» (Дмитровский р-н, Дмитровское ш.)- 2003г.
- Прилегающая территория к святому источнику у ТД МООН (г.Мытищи)- 2003г.
- Парковая зона и частные объекты КП «Юрлово» (МО, Пятницкое ш.)- 2006г.
- Частные объекты КП «Гринфилд» (МО, Новорижское ш.)- 2007г.
- Проектирование зоны отдыха и прилегающей территории ресторана «Подмосковные Вечера» (МО, пос. Жуковка)- 2007г.
- Парки общественной зоны КП «Графские Пруды- XXIвек» (МО, Киевское ш.)- 2008г.
- Территория гостиничного комплекса «Авдеево»(Новгородская обл.,Окуловский р-н, д.Авдеево)- 2009г.
- Территория базы отдыха «Истра» НПФ «Газфонд» (МО,Новорижское ш.)- 2010г.
- Частные объекты КП «Стольное» (МО, Одинцовский р-н, Минское ш.)- с 2010г. по наст.вр.
- Частные объекты КП «Графские Пруды- XXIвек» (МО, Киевское ш.)- с 2010г. по наст.вр
- Частные объекты КП «Променад» (МО, Ленинский р-н, пос.Бурцево, Киевское ш.)- с 2010г. по наст.вр.
 

Основные работы:
- Благоустройство территории интерната в р-не Сокольники г.Москвы- 1992г.
- Реконструкция городских объектов в рамках программы «Московский Дворик» в Центральном (ул.Б.Якиманка,40, ул.Б.Никитская, 46) и Восточном (ул. 7-я Парковая) округах- 1997-2000гг.
- Благоустройство и озеленение территорий Домодедовского, Щербинского, Троекуровского кладбищ ГУП «Ритуал»- 2000- 2005гг.
- Озеленение комплекса офисных и жилых зданий (Молочный переулок, арх. Ю.Григорян)- 2002г.
- Создание летнего оздоровительного лагеря для бойскаутов «Истра» «НК ЮКОС»- 2002- 2004гг.
- Благоустройство территории ЗАО «Бизнес- Центр ПСМ» (2-ой Верхний Михайловский проезд,9)- 2003г.
- Строительство каскада прудов с плотиной, шлюзом, причалом и пляжем (МО,пос. «Таганьково 5») - 2004г.
- Реконструкция городских объектов в г.Красногорске (ул.Ленина, 33; ул.Карбышева, 17)- 2005-2006гг.
- Благоустройство частной территории офиса группы компаний «Вокруг Света» (ул.Мещерякова, д.5/1)- 2005- 2006гг.
- Устройство каменистых садов у жилого комплекса (Москва, Саввинская набережная,9)- 2007- 2008гг.
- Благоустройство частных владений КП «Петровские Дали»- 2005-2009гг.


БИОГРАФИЯ. Родился 04 июня 1962 в Москве. Окончил Московский лесотехнический институт, факультет лесного хозяйства, группу по специализации «Озеленение городов и населенных мест». В группе было всего 24 человека (окончило 22), базовое образование- ведение лесного хозяйства, а затем специализация по озеленению. Защищал не диплом, а дипломную научно-исследовательскую работу по созданию приемов озеленения садов и парков г.Астрахани под руководством Л.М.Фурсовой. После окончания института работал в Управлении лесопаркового хозяйства Москвы, а именно- в леспаркхозе «Измайлово» на должностях инженера по благоустройству и лесничего (т.е.руководителя) Измайловского лесопарка.


НАЧАЛО. Изначально идти по этому пути не собирался, готовился в МГИМО, но познакомился с ребятами из Лестеха. Уже после девятого класса в летние каникулы вместе со студентами съездил на практику на лесостепную станцию ЛООС в Липецкую область. Это было настолько здорово, что сомнений в том, куда поступать больше не было. В институте возглавлял научно-исследовательскую работу студентов факультета и сам ей активно занимался. Дипломная работа была настолько основательна и объемна (с чертежами, схемами, альбомом фотографий), что все думали, что он станет основой для будущей диссертации.

Совместно с руководителем темы (Л.М.Фурсовой) в сборнике института была публикация по теме. Предлагали остаться на кафедре и поступать в аспирантуру, но В.С.Теодоронский посоветовал применить знания на практике. Это действительно был незаменимый опыт. В 22 года руководить «трудовым коллективом» (где практически все в 2-2,5раза старше, некоторые из мест заключения), в тогдашнем СССР, было совсем не просто. Плюс на территории Измайловского лесопарка было порядка 40 организаций и учреждений, за которыми нужен был глаз да глаз, так как они норовили что-нибудь перекопать, сломать, испортить. Плюс ведение лесного хозяйства на территории с рубками, уходом за растениями, выполнением плана, непосредственно озеленением, уборкой территории, изготовлением садовой мебели и малых форм (благо, был свой столярный цех). Плюс проведение различных праздников вместе с Измайловским Парком Культуры, совместные рейды с ГАИ и РУВД. Плюс выращивание цветочной рассады однолетних и многолетних в собственном тепличном комплексе (по сей день- на Главной Аллее) и проектирование озеленения на перспективу.

Конечно, был коллектив из лесников, агрономов, техников, мастеров и заместителя, бригадиров и рабочих (всего где-то 140чел.). С другой стороны, мы находились под непосредственным контролем и прессингом общественного и политического руководства (Профком, Райком, Горком, Отраслевое Управление, КРУ и т.п.). Об этом можно написать целую книгу. Свои поправки внесли «сухой закон» в середине 80-х и моя офицерская служба в ВВС ВМФ в конце 80-х. Из Вооруженных Сил я вернулся в другую страну- наступили «веселые» 90-е. И хотя за мной сохранилось рабочее место, произошло укрупнение- соединили Леспаркхозы «Измайлово» и «Кузьминки». Получился корявый «гибрид»- ЛПХ «Исторический», во главе которого поставили туповатого, косноязычного мужика (бывший руководитель уже служил садовником в нашем посольстве, в Лондоне). С ним в паре я себя не представлял, о чем его и уведомил.

С полгодика отдохнул на Юге, затем потрудился в шоу-бизнесе, в брокерской конторе, в музыкальном салоне, в руководстве фирмой, в СБ инкассации банка и понял, что мое место в озеленении. Но руководителем и руководимым я быть не хочу, хочу сам создавать «свои» сады, не следуя «указаниям» непрофессионалов, поставленных волей судьбы надо мной.  Можно работать в соавторстве, можно с эрудированным «Заказчиком», можно с требовательной фирмой, с управляющим-взяточником, но только не с дураками! За свои годы я их столько видел, это такой тормоз!!! И, что самое страшное, «дурни» не стоят в стороне, а действуют, считая при этом, что действуют «во благо». И сегодня одна из радостей моей работы в том, что, увидев перспективу сотрудничества с таким экземпляром, я могу развернуться и уйти. При этом, я считаю, что профессионал никогда не останавливается, он совершенствуется постоянно. Тем более, при современной глобализации, свободе передвижения, интернете практически нет ничего невозможного.

В институте, изучая историю садово-паркового искусства по литературным источникам и фотоматериалам, я не мог себе и представить, что все это увижу в жизни, в натуре. Мало того, непосредственно пообщаюсь с создателями садов, садовниками, дизайнерами мирового уровня! Увижу, как выращивается и готовится посадочный материал в передовых питомниках Европы! Побываю на лучших международных выставках и шоу! Это такой кайф- послушать умных, деликатных, влюбленных в свое дело профессионалов и любителей (уровень которых выше многих наших «специалистов»), поучиться у них! Создание ландшафта, как вид искусства, подвержено влияниям моды, модным тенденциям. И пусть это влияние столь скоротечно и кратковременно, но профессионал должен быть в курсе. Поэтому посещение таких выставок и шоу носит для нас не столько развлекательный, сколько образовательный характер.


Имея базовое специальное образование, находясь в курсе современных тенденций и требований, мне легко судить о том, чего я не знаю или знаю слабо, чему следует поучиться. И постепенно, я стараюсь эти «белые пятна» в моих познаниях заполнить. По ходу возникают какие-то увлечения. Например, в конце 90-х я увлекся флористикой, точнее- созданием флористических коллажей. Учился во флористической школе «Николь». Одно время даже успешно зарабатывал этим деньги, сейчас тоже слежу за тенденциями развития этого направления. Появились коллажи на шелкографии, на печати на ткани, на профессионально подготовленном (сознательно созданном) рисунке, батике, работы в стиле «patchwork». Идет интересный процесс взаимопроникновения видов искусств и ремесел. Причем, по моему мнению, создание флористической композиции в интерьере сродни созданию цветника, партера или небольшой пейзажной картины в экстерьере. Принципы построения, эмоционального воздействия, цветовые сочетания чрезвычайно схожи. Происходит «взаимодополнение» видов искусств.


В те же годы началось увлечение «Фен-Шуй». Чтобы об этом не говорили, но шести тысячелетнюю историю и практический опыт народа игнорировать нельзя. Другое дело, что не обладая академическими знаниями по созданию ландшафта тупо «переносить» законы этого опыта (или науки) на наши просторы нельзя. Необходимо понимать и религиозные, и исторические, и географические и прочие основы «Фен-Шуй». Лично мне изучение этого феномена помогло, как прикладное средство для подтверждения моих решений по конкретным объектам. Причем, эти решения были основаны прежде всего, на моих знаниях и практическом опыте.


ИДЕИ. Все более от нас требуется оригинальность и своеобразие создаваемых ландшафтов. Откуда у дизайнера берутся идеи? Не только из глубины знания предмета. Зная определенные профессиональные законы, обладая навыками, можно настроить себя на «генерацию идей». Изучение этой темы на Западе идет с 30-х годов и продолжается по сей день. А ведь этому можно научиться. Я в течение года прошел on-line курс Creator по профессиональному созданию идей. Теперь, не впадая в ступор, можно непосредственно во время общения с клиентами, используя нехитрые методы, быстро выдавать различные варианты решения тех или иных задач.


ОБУЧЕНИЕ. В прошлом веке проектирование делалось вручную, ландшафты сначала многократно создавались в голове, только затем переходили на бумагу в виде чертежей с цветной отмывкой (тушью, гуашью и акварелью) и эскизами в карандаше. Их целостность и качество должно было быть неоспоримым, поскольку переделка и перечерчивание стоило огромных затрат труда и времени. О компьютерах мы только слышали. Верхом радости было приобретение фирменного рейсфедера или рапидографа и специальной туши для них. Сегодня можно пойти к Заказчику, набросав «сырой» эскизный проект в Автокаде за несколько часов, а затем, по результатам собеседования доделать его за день. Изучив Автокад, Фотошоп, Корел, дошел до 3
DS MAX. Чертовски интересно, но трудно. Но все равно, 3D визуализацию постигать надо, чтобы быть на уровне.


ПЕРСПЕКТИВЫ. Основная сложность во все времена одна- работа с людьми. С исполнителями, подельниками, клиентами и пр. пр. Очень мало профессионалов и много косяков даже от проверенных людей. Мало на кого можно положиться. Самое главное, когда свой задуманный и выполненный проект ты воплощаешь в жизнь, в нужном тебе качестве. Чтобы получился приличный конечный результат, много чего необходимо. Надо, чтобы твою интересную идею принял Заказчик, соразмерно оплатил работы, в процессе реализации не урезал смету или не передумал чего-то делать. Чтобы никто не вмешался со своими «умными советами» и не добивался воплощения своих идей любыми способами. А еще нужен качественный материал (в т.ч. посадочный), хорошая погода и достаточно времени. Чтобы не стыдно было перед самим собой за свой труд.


Сейчас очень много «имитации», подмены понятий и законов. Хочется не популистского отношения к созданию ландшафта, его упрощению, когда этот сложный и емкий процесс (на стыке многих наук) сводится только к дизайну, оригинальной идее, таланту. Как и у художников, у архитекторов талант - всего лишь несколько %, остальное- всестороннее знание предмета и труд. Я для себя «разложил» 100%-е создание ландшафта на 4х25:
- 25% оригинальная идея и грамотный проект;
- 25% качественные материалы;
- 25% профессиональное исполнение;
- 25% необходимый и надлежащий уход.


СОВЕТЫ.  Начинающим я бы посоветовал, для начала, поработать с «мастером своего дела», в его команде. Или найти грамотного Учителя. Тогда избежишь многих ошибок и быстрее найдешь свой путь. Обязательно специальное образование. Последующее самообразование или дополнительное образование хороши, когда у тебя есть базис. А вообще, у каждого- своя дорога к ландшафтной архитектуре. Надо понимать, что это- непростой и порой тяжелый практический труд круглый год. Настоящий специалист не только проектирует, но и ведет авторский надзор, осуществляет пред-проектные изыскания. Бывает, и зимой по пояс в снегу лазает, и весной-осенью по щиколотку в грязи, и летом- под палящим солнцем. Можно выбрать и кукую-то узкую специализацию: только проектирование, посадки, уход, поставка посадочного материала и т.д. Будущее, мне кажется, за крупными компаниями, которые будут приглашать именитых архитекторов и реализовывать их проекты. Или известные специалисты организуют свои фирмы, центры (что уже происходит) и будут работать в соавторстве со своими учениками. В любом случае, на необъятном российском рынке, места в ближайшие десятилетия хватит на всех. Особенно для высококлассных специалистов, которые будут «на расхват». В нашей работе профессионалом становятся довольно долго. Главное, чтобы страна не выкинула каких-нибудь новых «фортелей» в виде кризисов, войн и прочих Форс-мажоров.
 

 

Интервью взял: Александр Жуков

 




©  Ландшафтная отрасль 
Новости ландшафтной отрасли, фото, проекты, интервью
www.landustry.ru  || box@landustry.ru  ||  +7 (495) 155-0510