Советы участникам и пожелания организаторам фестивалей

Жуков Александр
ландшафтный архитектор

 

Монтаж.
1. Собирать сад надо заранее, в зависимости от сложности проекта, но не менее чем за месяц-два до начала фестиваля. Можно спокойно исправить ошибки, что-то доделать или переделать, внести изменения в проект, а не делать это в последние часы, бегая с выпученными глазами по территории.
2. Самое лучшее что можно сделать с растениями это подготовить за год-два до начала фестиваля – найти, купить, подрастить и сформировать. Обычно, мы видим на выставке растения, привезенные только "вчера" из питомника. Это продажный вариант товара, но никак не выставочный!
3. Плотность посадок – основная ошибка участников. Плотность посадок «горшок-к-горшку», т.е. очень плотно. Для лучшего полива рекомендуется вытаскивать из горшков. Никакие нормы посадок не подходят для выставочного сада. Ну и кончено, кондиция – растения должны быть большими, чтобы создавать вид взрослого сада.
4. Если есть возможность, то сажать растения нужно в первые дни монтажа. Поливать, обрабатывать стимуляторами несколько раз до начала выставки. И у вас будет шанс, что растения приобретут привлекательный вид к открытию фестиваля.
5. Внимание к деталям! Засыпаны ли цветники мульчей, ровные дорожки, качественная покраска или надежность конструкции – очень важные вещи и судьи на них всегда обращают внимание.
6. В любом выставочном саду скульптура обязательна, это важный элемент сада.
7. Нужно продумать всю логистику - когда люди работают, кто возит, кто загружает/разгружает и т.п. От четкого плана и выстроенной системы зависят сроки выполнения и комфорт рабочих, недопустимо что бы люди работали по 10-12 часов в стуки из-за того, что кому-то надо сделать выставочный сад.
8. Хорошим и полезным моментом является привлечение волонтеров.
9. Безопасность. На это мы вообще не обращаем внимания, считая, что сад временный и нечего думать. Нельзя использовать опасные элементы - зеркала, острый металл и т.п. Также надо позаботится что бы все элементы были вандалоустойчивыми - люди будут пытаться отломать, “попробовать надежно ли прикручено” и т.п.
9. Технологичность. Несмотря на то, что сад делается на неделю-две надо продумать все до мелочей. Если у вас беседка - то она не должна промокать во время дождя, если сад утопленный, то необходимо сделать дренаж и т.п.

 

Продвижение сада. Большинство думает, что организаторы должны пиарить ваш сад, а пресса устроит побоище пытаясь взять у вас интервью, о саде будут писать все издания и вы станете знаменитым на весь мир! Но обычно все наоборот – никто о вас не пишет, и вы никому не интересны. И сразу возникает куча вопросов к организаторам, как же так?! Но задача организаторов - привлечь максимальное количество посетителей, организовать внимание прессы, а ваша задача самим продвигать свой сад. И от того как вы это будете делать зависит успех всего участия в фестивале. Это очень важный элемент участия!

Что можно сделать, примерный перечень работ:
1. За несколько недель до начала мероприятия дать в социальных сетях информацию о своем саде. Написать подробную статью о себе или сделать что-то вроде интервью с самим собой и передать это новостному порталу.
2. Реклама. Можно оплатить как статью, так и баннерную рекламу в сети интернет. Можно заказать что бы популярный блогер написал о вашем саде - вариантов миллион.
3. Пригласить как будущих клиентов, так и тех кому уже сделали озеленение на фестиваль – пообщаться, показать сады, попить кофе! Для многих клиентов - это шанс вырваться из бешеного ритма работы и посетить интересное мероприятие. Организаторы обычно дают участникам пригласительные.
4. Обязательно надо сделать буклет, но не рекламный о том какие вы хорошие и сколько стоят ваши услуги. Продвижение должно быть корректным. Сделайте буклет о вашем саде, а уже в конце дайте координаты.
5. Необходимо каждый день быть в саду. Да многие удивляются, зачем находится в саду, максимум раз в неделю прийти или на выходные. Каждый день на фестиваль приходят много СМИ и посетителей, им интересен сад, расскажите о нем. Надо просто запланировать на фестивальные дни что вы или кто-то еще будет постоянно присутствовать.

 

Пожелания организаторам. Сертифицированное жюри из действующих ландшафтников – дизайнеров, инженеров, дендрологов, которые оценивают согласно своей специализации. Т.е. инженер оценивает сложность и надежность конструкции, а не дизайн сада. Жюри отбирается и сертифицируется заранее, до начала фестиваля, что бы участники уже на этапе подачи документов знали кто в жюри и по каким критериям их будут оценивать.  Жюри – это работа, и работа профессиональная. Не просто ходить по фестивалю, а необходимо заходить в каждый сад и дотошно оценивать все параметры. На примере нашего сада, только трое из десяти зашло, остальные проходили мимо и ставили оценки на расстоянии.  Желательно, что бы жюри состояло из тех, кто участвовал в фестивалях и знает, как собирать сады.

Не более 3-4 номинаций - оценка «Золото, Серебро и Бронза», что бы не получалось что в номинации 1-2 сада и потом их объединяют с другими в одну кучу. Желательно показывать количество набранных баллов – итого, без детализации по жюри. Это позволит участникам понять где ошибки и как их оценивало жюри.

Приглашать прессу тогда, когда уже известны победители, т.е. оценивать сады до начала официального открытия фестиваля. Победителям важно информационное освещение в СМИ. Надо проработать механизмы информационной поддержки победителей. Сейчас получается, что не важно какое место ты занял, хоть поставил садик с тремя не закопанными горшками - СМИ будет освещают то, что им интересно.

Привлекать фирмы для строительства садов на фестивале. Как часто бывает - своих людей нет или они заняты на объектах, обращаешься к сертифицированным фирмам фестиваля, и они тебе помогают делать сад.

Может сделать работу фестиваля с 10.00 до 20.00? Очень тяжело работать с 10 до 22.00.
Информирование посетителей о целях фестиваля – в начале, после кассы, ставить информационный стенд, где будет полная карта фестиваля, краткое описание садов, план мероприятий и т.п.

Вывешивать расписание семинаров и лекций на каждый день. Определенные лекции, интересные ландшафтникам надо заранее согласовывать с ландшафтным оргкомитетом и заранее рекламировать.

Неплохо бы наличие крытого павильона, где можно укрыться в непогоду, потому как во время дождя к нам в закрытую беседку набивалось огромное количество людей. 

Запрет на посещение собак, велосипедистов и самокатчиков. Информирование людей с детьми что бы контролировали детей, не позволяли бегать по садам.

Билет. Может сделать групповые билеты и на несколько дней. Как вариант сделать определенный тип билета - для ландшафтников, со специальной ценой.
 

 

Дмитрий Калашников
ландшафтный дизайнер

Пожелания организаторам. Наличие актуального плана коммуникаций.
Уменьшение дней фестиваля, так как это сложно для компаний создателей садов, слишком большая эксплуатационная нагрузка на сад. Растения отцветают и приходят в негодность, что портит общее ощущение от садов.

Расставить скамейки напротив каждого сада, это позволит людям смотреть на сады находясь не только внутри них. И возможно продлит жизнь садов.

По возможности осуществлять судейство в первый день. Продержать сад в первозданном виде дольше пары дней очень сложно.

Заранее рассылать участникам выставки критерии, по которым будут оценивать конкурсные сады.
Вывешивать на территории расписание мероприятий в нескольких местах, а не только на сайте.

 

Настя Таратута
дизайнер

На мой взгляд фестивалям не хватает спонсоров. А спонсорам не хватает мотивации – на данный момент они не видят своего интереса и выгоды от участия. Просто сделать красивый праздник для горожан или альтруистично поднимать уровень ландшафтной отрасли интересно не всем, к сожалению.

 

Оксана Хлебородова
ландшафтный дизайнер

Как участник обоих фестивалей, могу сказать следующее. Они разные. Каждый имеет своё лицо, и это замечательно. У обоих есть свои сильные стороны.

«Moscow Flower Show» - с большим количеством как VIP-гостей, так и посетителей вообще (что важно дизайнерам), с приятным садово-дизайнерским маркетом и фуд-кортом, с общим ощущением праздника.

«Сады и Люди» - с особой поэтической атмосферой, с прекрасной образовательной программой, включая экскурсии по садам, с более комфортными условиями монтажа (дневные загрузки, организованная помощь волонтёров).

 

Пожелания организаторам касаются, в основном, привлечения публики. «Moscow Flower Show», возможно, стоило бы давать рекламу в дорогих СМИ ещё весной. И как-то доносить информацию, что ехать надо на такси – многие, не найдя парковки, разворачивались и уезжали. И, конечно, хорошо бы сделать загрузку круглосуточной.

Фестивалю «Сады и люди» проработать навигацию внутри ВДНХ – указатели по всему пути следования. И, возможно, пустить шаттл от входа – путь не близкий. Внутри площадки и в близлежащей зоне делать объявления о мероприятиях через громкоговоритель. Ещё - расширить зону торговли и сделать аренду торговых мест более доступной. Возможно, перенести фестиваль на первые дни сентября – в августе многих ещё нет в городе. И 10-12 дней вполне хватит.

В любом случае, всем организаторам огромная благодарность! И за ваш нелёгкий труд, и за помощь и поддержку, которую, поверьте, мы очень ценим, и за то «прекрасное», что у нас с вами в результате получается!

 

Ирина Тарасова
Ландшафтный дизайнер

Для меня как для иногороднего человека было серьезной проблемой хранить свои инструменты и инвентарь, не плохо бы было предоставлять боксы для хранения. Мы привозили свой деревянный ящик, но это не очень удобно.

Местные разнорабочие мне встали золотыми, не подумала заблаговременно где их взять и сколько они могут стоить.

Очень поддерживаю пункт, про пиар собственного проекта, складывалось впечатление, что нашего сада не существует, пресса старательно обходила его стороной.  

Хотя я очень довольна что на фестивале получилось пообщаться практически со всеми иностранными членами жюри, взять у них интервью о нашем саде, получить замечания и напутствия. Это было очень интересно и полезно! Спасибо Евгении - сильно помогла, оказала тех поддержку с переводами и прочим взаимодействием

Полезно делать для сада буклет - это оценили все и наши и иностранцы. И дома мы эти буклеты раздавали, все были в восторге!

 

Андрей Лысиков
ландшафтный консультант, к.б.н.,
Институт лесоведения РАН

Понаблюдав со стороны и изнутри за организацией и работой разных садовых фестивалей, хочется отметить следующие моменты, нуждающиеся, на мой взгляд, в коррекции и улучшении.

Четкая формулировка условий и правил проведения фестиваля, продуманная система номинаций, лишенная чрезмерной дробности. Неукоснительное следование принятым правилам, недопустимость их изменения во время работы фестиваля.

Тщательный и объективный выбор членов жюри.  Необходим формализованный подход к проставлению оценок и баллов, позволяющий принимать справедливое коллегиальное решение.

Проявление внимания к каждому конкурсанту. Недопустимо, когда кого-то забывают отметить и делают это впопыхах, уже после основного награждения.

Строгое соблюдение временных рамок подготовки выставочных площадок. Неприлично, когда конкурсанты продолжают доделывать стенд после открытия выставки.