Опрос: Питомниководство ||  Ландшафтная отрасль журнал "Ландшафтная отрасль"
 

ВОПРОС: Довольно часто ландшафтники уходят в питомниководство.
Что это дает? Что не устраивают в питомниках?

 


Белогруд Ирина
Ландшафтный дизайнер
Студия дизайна Ирины Белогруд (Москва)

Я бы сказала, что они не уходят в питомниководство, а расширяют сферу своих возможностей. Это в первую очередь выгодно для ландшафтника, т.к. появляется возможность заработать. Во-вторых, очень часто питомники сами начинают брать функции озеленителей на себя, начинают работать напрямую с заказчиком, это ведет к тому, что клиенту выгоднее работать с поставщиком посадочного материала и ландшафтный архитектор становится для заказчика, который хочет сэкономить, лишним звеном.

Питомникам надо продать, не важно кому: таким образом скидка клиентам и ландшафтному архитектору имеет небольшую разницу. Думаю, что питомники должны предоставлять более выгодные условия для сотрудничества с ландшафтниками, тогда, возможно, этот процесс можно будет замедлить и каждый будет заниматься своим делом.

 

Кокуева Ирина Михайловна
Руководитель
«Ландшафтная студия Ирины Кокуевой» (Москва)

Своего питомника нет, и не планирую. Это отдельная отрасль и нет ни времени, ни желания этим заниматься. Сама не вожу растения, поскольку нет таких больших объёмов, чтобы был смысл этим заниматься. Один раз заказывала через посредника, с предоплатой 100%. Качество растений не устроило, поэтому теперь выбираю все сама.
 


Алексей Петелин
Генеральный директор
ООО «ЭЦ Экопочва-ЛД» (Москва)

В питомниководство не уходим и не планируем. Деревья и кустарники закупаем в основном в немецких питомниках, небольшое количество растений берем в России – так удобнее. Проще съездить в Германию, чем проехать по 10 питомникам, разбросанным по всему центральному региону, и не получить то, что нужно – либо закончилось, либо слишком мелкое, либо плохого качества, либо просто нет необходимого количества…

 

Ольга Грозина
Ландшафтный дизайнер
«Очарование природы» (Новосибирск)

Когда мы начали заниматься ландшафтом – это был для нас выход из сложившейся финансовой ситуации: вложений никаких, за исключением тачки с лопатами... И конечно энтузиазм, привычка работать не покладая рук, честно и с полной отдачей. А потом – у нас Новосибирск, а не Москва... Отдалённость от цивилизованного ландшафта, садовых центров и вообще заграницы, как таковой... Для создания питомника, даже самого маленького, (40 соток поначалу) нужны были, так называемые, свободные деньги. А их у нас не было вообще. Проектирование в нашем регионе на профессиональном уровне было никому не нужно – люди просто хотели благоустроить и украсить свой участок.

Год от года стало прибавляться знаний, возможностей, желания экспериментировать с растениями... Потом пришло понимание, что это выгодно... Потом сложилась некая ситуация, что одновременно появилась земля (около 40 соток в аренду). И это было здорово: сразу столкнулись с множеством интересных растений, новая волна стремления к знаниям... И, главное, наши две дочери – они уже точно определились, что будут работать с нами. Питомник без семьи, да ещё с нашем возрасте (в 2010 году мне было уже 55 лет!) – это нереально! Питомник – коллекция... Стало приходить понимание, что коллекция – это не питомник. Это не продам, это для себя, это жалко... Для объектов нужны были растения... Первый раз взяли ОКС – получилось. Стали учиться работать с растениями, это новое направление.

У нас в Новосибирске предложение растений было небогатое, только один серьёзный садовый центр – «Мой сад»... Поначалу растения брали только у них... Они первый раз завезли растения в 2002 году. Питомником они так и не стали. Им и так неплохо. Открывались и другие торговые площадки. Сейчас уже есть несколько питомников. Один из них это «Сибирские Газоны». Там всё будет весьма серьёзно. Деньги. Этим всё сказано. Расстояния у нас по сравнению с вами небольшие, но колесить и собирать в разных местах растения для объектов – несопоставимо с тем, чтобы приехать и взять в одном месте всё необходимое. Тем более там не бывает нужного количества одного растения. Это однозначно. А под заказ на следующий год никто из заказчиков работать не будет. И, конечно же, это выгодно по деньгам. Это объективная реальность. И свобода от ненужных заказов! И вообще, питомник – это очень и очень интересно. Он же как ребёнок. Это навсегда. Ни он без тебя, ни ты без него… Вот сейчас, когда появилась собственная земля – это уже серьёзно… Нужны очень большие вложения. Хотелось бы быть моложе лет на 20…
 


Александр Жуков
Ландшафтный архитектор
«Жуков дизайн» (Москва)

Питомники пока не могут предложить то, что необходимо дизайнерам. Видимо, они больше заточены на работу с розницей, чем на ландшафтников. Вообще не очень понятно, о чём думают люди, когда создают питомник? Кому они собираются продавать свой материал? Большинство питомников производит одно и то же. Я понимаю, когда ты один в регионе, но, к примеру, в Московской области более 100 питомников, и большинство предлагают один и тот же ассортимент, как будто все работают по некой матрице. Мы, к примеру, работаем в пейзажном стиле, и получается, что нам этот ассортимент мало подходит – нет нужных многолеток, нет сортовых деревьев, нет многоствольных деревьев. До скачка евро мы спокойно всё закупали в Европе – согласовал список, оправил поставщику, и через месяц всё пришло на участок – никаких проблем.

Сейчас, с высоким курсом евро, всё немного осложнилось. Что-то приходится заказывать, что-то сами выращиваем. У нас на участок идёт в среднем 3-4 тысячи многолеток, но закупать по европейским ценам нереально. Местные питомники это не выращивают. Хотя и были попытки сотрудничества с Российскими питомниками – но все они неудачные. То пересортица, то растения приходят с сорняками, то нет в наличии и т.п. В итоге оказалось проще самому организовать производство нужных растений под себя, чем просить кого-то. На мой взгляд, пока нет длительного взаимодействия между питомниками и ландшафтниками. Пока Российские питомники ориентированы больше на розницу, чем на дизайнеров, пока все увлечены расширением ассортимента. Есть, конечно, производители, занявшие свою нишу, но это единицы.
 


Руслан Хупов
Директор
ООО «Прекрасные Сады» (Краснодар)

У нас нет своего питомника. Есть просто коллекционный, экспериментальный сад. Посадочный материал не выращиваем сами. Удобнее купить в питомнике или заказать в Европе. Иногда от таких поставок что-то остается лишнее, или пришло не совсем то. Иногда меняем полумертвое растение по гарантии. Конечно, всё это мы отвозим к себе на участок: на прикоп или реанимацию. Что-то из того, что растет в нашем саду, становится лишним по причине разрастания (тот же бадан, хосты, кувшинки и пр.). Вот весь этот материал пытаемся по возможности не покупать, а использовать своё. Специально не выращиваем и считаем это не совсем правильным. Весь ассортимент, который проектируется, сам не вырастишь! А проектировать из своего – это обделять и себя и заказчика интересными растениями и формами.
Питомники устраивают своим ассортиментом: чего нет у одних, есть у других, или в кратчайший срок могут привезти.

 

Оксана Хлебородова
Ландшафтный архитектор
«Авторский сад» (Москва)

Питомниководство и растения «для себя» и «про запас» – разные вещи. То, что для себя – и выгодно, и удобно: я могу быть уверена в качестве и количестве, и формировать кроны как надо. Могу закупать весной эксклюзивные экземпляры сирени, например, пока цветёт, чтоб потом без пересортицы. И приятно к тому же: на участках – стройка и цемент, а на прикопе душой отдыхаешь. Конечно, если дело хорошо идёт, уже хочется и питомник завести. Черенков при стрижке живых изгородей хоть отбавляй, многолетники ползут, только успевай черенковать. Но это требует и сил, и времени, и затрат немалых, и продаваться должно как-то. Отдельный бизнес.

Чем не устраивают питомники? Польские-немецкие до последнего времени устраивали. В наших где-то ещё не подросло до тех кондиций, которые нужны для работы, где-то двухметровые кусты сидят в ряд через 15 см, где-то не могут выкопать и вытащить, потому что техника в полях тонет, где-то те же голландские многолетники в горшочках, которые мне в пять раз дешевле купить весной в корешках, тотальная пересортица со взрослой плодовкой, пересушенные и недокормленные растения на контейнерной площадке и т.д. Нет, конечно что-то докупаем. Но за единичными растениями мне проще заехать в «Империал Гарден».
 

 

Самухина Екатерина
ГИП в АО «Институт экологического проектирования и изысканий» (Москва)

Хотят сэкономить, хотят минимизировать посредников. Хотят всегда иметь под рукой необходимые растения.
 


Татьяна Канарейкина,
Ландшафтный архитектор (Финляндия)

Считаю, что производство и продажа товара всегда выгоднее и надежнее, чем продажа услуги, тем более лежащей в области вкусов и различных понятий о прекрасном, свойственных разным людям. Кроме того, растения покупает более широкая категория людей, которые при этом не попадают в круг заказчиков ландшафтного дизайна. Поэтому для многих ЛД это дополнительная статья дохода. Ну и, кроме того, есть возможность производить конкретные растения под конкретные проекты в нужном объеме, которые в питомниках есть не всегда.
 

 

Юрий Скибин
директор
СпецПаркДизайн (Санкт-Петербург)

У нас есть довольно большой и развивающийся питомник, но он существует как отдельный бизнес. По факту мы являемся инвесторами и вдохновителями, но не «уходим в питомниководство». Конечно, номенклатура питомника учитывает наши знания рынка декоративных растений, но не более того. Выгоду также надо рассматривать отдельно. У питомника своя экономика и мы стремимся сделать это предприятие прибыльным, но пока наш питомник находится на стадии, когда затраты на его развитие и содержание превосходят доходы, и это будет запланировано продолжаться еще 2-3 года. Развитие российских питомников мы безусловно приветствуем, но не весь ассортимент продукции: в нужном количестве и качестве можно сейчас купить в России. Поэтому большую часть (в 2015 году 80 %) реализуемых растений материнская ландшафтная компания СпецПаркДизайн импортировала.
 


Виктория Дьяконова
архитектор
ООО «Ландшафтно-художественная мастерская «ПЕЙЗАЖ»

Первая причина – это, конечно, личный выбор наиболее подходящих позиций. Очень трудно передать все нюансы. Часто архитектор их и сам выразить не может, только чувствует. Вот он видит поле. Ура! Это оно! Именно то самое, подходящее!

Второй момент – сорта, например, многолетников. Мы под свои цветники их разводили в питомнике: нигде найти было нельзя года три-четыре назад. Сейчас уже лучше, но все же многого нет или закончилось.

Третье. Отрасль пока мало развита. Вот если бы садовых центров и питомников было как в Польше, такая потребность вряд ли бы возникала.

Четвертая причина – работа с личными потребностями людей, зачастую сложно выразимыми или совершенно неопределенными. Здесь возникают большие риски с независящими от тебя условиями (погодными, например), а также необходимость в постоянном творческом обновлении – такая работа чревата довольно серьёзной нагрузкой как на физическое состояние, так и на психическое.

 

Светлана Чижова
арт-директор
компания «Ландшафтное Искусство» (Москва)

Мы несколько лет назад решили организовать питомник растений. Мы не собираемся выращивать растения для своих ландшафтных объектов, поскольку в этом случае пришлось бы иметь очень большой ассортимент и проблемы с реализацией. Напротив, наш питомник специализируется на узком ассортименте хвойных растений. Мы планируем продавать их только тогда, когда они достигнут больших размеров. Нас вполне устраивают растения из других питомников, где мы каждый год покупаем посадочный материал для своих объектов. Однако, работа в сфере ландшафтного дизайна тяжелая. Приходится очень много ездить по Московской и соседним областям. Иногда даже бывают объекты в других регионах. Питомник мы развиваем для того, чтобы со временем сократить количество ландшафтных объектов или даже вовсе отказаться от такой работы. Выращивание посадочного материала позволит продолжать заниматься любимым делом, не выезжая со своего участка.
 
 



 



©  Ландшафтная отрасль 
Новости ландшафтной отрасли, фото, проекты, интервью
www.landustry.ru  || box@landustry.ru  ||   +7 (495) 155-0510