Джеймс Александер-Синклер о выставке «Chelsea Flower Show» журнал Ландшафтная отрасль

Джеймс Александер-Синклер о выставке «Chelsea Flower Show»

Джеймс Александр-Синклер - один из ведущих ландшафтных дизайнеров Великобритании.
Ведущий на ТВ, писатель, ведет постоянные рубрики в журналах для садоводов, является аккредитованным судьей выставки «Челси».
“Я пришел в садоводство случайно, и я благодарен судьбе за это...”

Конечно же, вы все знаете, что фестиваль садов и цветов в Челси - это старейшее шоу и одно из лучших в мире, которому уже 103 года. Успешный сад - основан на качественной подготовке. Все, кто создает фестивальные сады, должны начинать подготовку за год или даже раньше. Так как нужно успеть проработать все детали заранее. В создании сада, как правило, участвуют 4 стороны - дизайнер, садовник, представитель питомника, которые непосредственно занимаются растениями. Когда вы приходите с определённой идеей сада, то первое, что должно прийти в голову, как получить необходимые растения.

И, в конце концов, спонсор, человек с деньгами. И ваша задача заключается в том, чтобы убедить его потратить свои деньги на ваш сад. Почему он должен это делать? Почему люди приходят в Челси, и готовы вложить 400 тысяч фунтов, 500 тысяч фунтов, один сад недавно стоил 1 миллион фунтов. Они это делают, потому что хотят быть причастны к чему-то потрясающему, к тому, что вызывает сенсацию. Это место, куда они могут отправиться со своими клиентами, со своими потребителями, устроить вечеринку, 6 тысяч бутылок шампанского выпивается за один вечер в Челси. Вы получаете возможность быть освещенным во всех средствах массовой информации. И один из способов убедить спонсоров дать вам деньги - это не когда вы фотографируете пустые сады, а когда фотографируете сады с посетителями. Сморите, сколько посетителей приходит на фестиваль, они смотрят на ваш продукт с вашим именем. Но не надо делать это слишком открыто.

Создание сада - это тяжелая работа, иногда это жара, иногда - дождь. И вы часто задаетесь вопросом, зачем я взялся в это? Существует момент в карьере любого ландшафтного дизайнера, когда он говорит себе, что никогда больше не станет проходить через эти муки ада. Но через какое-то время меняет свое мнение и продолжает участвовать в следующем шоу. Хотя это трудно с самого начала, но потом вы получаете награду в виде посетителей, которые приходят и любуются вашим садом, наслаждаются тем, что вы сделали. И внутри вы чувствуете удовлетворение от того, что сделали, и хотите прийти в следующий раз и сделать это еще лучше, потому что вы садовники.

Каждый сад состоит из трех составляющих.
Первое
- это материальные вещи: все, что можно пощупать, потрогать, то есть твердое. Это могут быть конструкции, перголы, ступени, скамейки, тропинки.
Второе
- это мягкое, то, что растет. Это многолетние растения, деревья, кустарники, почки, цветы и т.п.
И третья – жидкая (субстанция): пруд, озеро, фонтан, источник воды, вода в растениях, жидкое вещество. В любой точке мира любой сад состоит из трех элементов.

Судейство. Мы предельно осторожны и очень серьезно относимся к нашему судейству, потому что мы знаем, что любое судейство - это игра судьбами, карьерами. И мы знаем, что золотая медаль - это не просто золотая медаль для дизайнера, но золотая медаль для всех вовлеченных в процесс. Мы помним спонсора, мы помним представителя питомника, мы помним самого дизайнера, архитектора. Судьи постоянно проходят процесс подготовки, их постоянно оценивают. Я пишу отчеты о других судьях, насколько они хорошо справились с задачей, а другие судьи пишут обо мне, насколько я хорошо справляюсь.

Будучи в коллегии судей, мы оцениваем сады по 9 критериям. Есть краткое описание, которое дает нам общую информацию о дизайне каждого сада. Дизайнеры говорят о том, какую идею собираются реализовать в своём саду. Мы смотрим на описание, сравниваем с тем, что получилось и решаем – удалось ли осуществить задуманное. Мы судим по общей задумке, по её амбиции. Это шоу садов и цветов, и мы хотим, чтобы посетители останавливались, чтобы они замирали, чтобы они испытывали воодушевление. Мы оцениваем и так называемую отделку, мы смотрим на детали - как сделаны те или иные скамьи, на цвет диванов, которые там располагаются. И следующий критерий - это оценка конструкции. Например, я прихожу и говорю, что у вас гравий должен заканчиваться здесь, начинаться здесь, или конструкции шаткие, не на том месте.

У нас 3 критерия, которые относятся к растительности. Первый критерий – дизайн растительности, мы смотрим, как соотносятся разные виды растений, мы смотрим на цвет листьев, на высоту деревьев, как они комбинируются друг с другом, как соотносятся многолетние растения с другими растениями. Второй критерий – совместимость растений, потому что все садоводство сводится, так или иначе, к растениеводству. В этой категории мы рассматриваем совместимость растений. Если вы сажаете одно растение, которому хорошо в сухой почве, вы не можете рядом посадить растение, которое любит влажную почву.

Следующая категория, которую мы рассматриваем - это здоровье растений. Вы не хотите видеть засохшие растения, вы хотите, чтобы они были правильно посажены, кроме того, вы знаете, что я не люблю горшки. В каждой из этих 9 категорий вы можете получить 4 балла, оценивается по 4-х бальной шкале. 36 баллов - это наивысший балл, который вы можете получить. Как я уже объяснял, судейский процесс - это процесс сдачи экзамена. У нас есть определенный рубеж - 75 процентов. Если вы набрали 76% - вы получаете золотую медаль, если вы набрали 74% - вы её не получаете. Очень прозрачно. Единственный способ оценивать сады – по четким критериям, которые мы применяем научно. Что делает сад лучшим? Если сравнивать его с садом, который не получил такой оценки, но при этом набрал такое же количество баллов. Не часто встречается, что два сада получают одинаковое количество баллов. Вы выбираете путем изменения точек зрения на сад, вы просто начинаете думать по-другому. Вы сидите со всеми представителями судейской комиссии - у нас одинаковое количество баллов, мы оценили по всем критериям, они сдали экзамен, у них одинаковый уровень. Теперь нужно отказаться от здравого смысла и проголосовать своим сердцем. И я просто говорю, что он мне нравится настолько, что я хочу, чтобы он был лучшим садом во всем фестивале. Вот так происходит выбор лучшего сада. То, что мы ищем, если обобщить, в любом саду, будь то сад, например, в Москве, в Париже, в любом уголке мира - это вашу приверженность работе. Люди, которые делают с воодушевлением то, что они делают. Люди, в которых есть энтузиазм сделать то, что изменит жизнь других людей. Люди, чье сердце начинает быстрее биться, когда они думают о растительности, о том, как довести это все до совершенства и осуществить, претворить все это в жизнь. Мы ищем творческих людей. Я очень старый, я занимался этим делом уже много-много лет, и каждый день я просыпаюсь и чувствую себя воодушевлённым, потому что я знаю, что я отправлюсь в сад. И сад - это единственное, может быть самая сильная вещь на земле, которая объединяет нас, объединяет людей, объединяет страны, города, мужчин, женщин.

Сколько времени требуется, чтобы построить сад в Челси? Примерно 3 недели. Задача заключается в том, чтобы все четко распланировать. Челси занимает примерно 5-6 га, огромное количество садов, и там растут растения, которые весят сотни тонн. Организаторы могут вам сказать, что вы должны это привезти точно в срок, в 2 часа 33 минуты. Если вы на пару минут опоздали, вас не пустят. Вы должны быть очень хорошо организованы.

Что происходит с растениями после завершения шоу, они направляются обратно в питомники? Много лет назад, когда я сам участвовал в шоу в Челси, когда закончилось шоу, приехал человек с лопатой, выкопал мой сад и выкинул его в мусор. Теперь мы подвергаем переработке 98% всех садов - растения отправляются обратно в питомники. Например, у нас был один сад в этом году в Челси, который полностью спонсировался королевским обществом растениеводства, он отправился на юг Англии. Это район, где очень много насилия. Мы строили этот сад с помощью представителей этого общества, они сами ухаживают за ним. То есть после 5 дней славы сад обретает новую жизнь.

Из всех критериев, что является первичным – идея сада или все-таки жизнеспособность, функциональность, дальнейшая перспектива реализации? Все критерии являются одинаковыми, все в одинаковой весовой категории. Но в Челси небольшой перевес в сторону растительности, потому что у нас есть 3 критерия, по которым мы оцениваем растительность. Ответ на вопрос лежит в названии выставки. Челси – это шоу цветов, то есть ключевой момент - это цветы и растения.

Является судейство открытым или закрытым на Челси, и могут ли участники узнать, какой балл они набрали? В Челси не предоставляется информация об общем количестве баллов, которое набрал каждый из участников, мы такие данные не делаем достоянием общественности. Потому что главная мысль, которую мы пытаемся претворить в жизнь - это то, что сады не соревнуются друг с другом, они соревнуются с системой, поэтому я провел аналогию со сдачей экзамена, а не с гонками на 200 метров. Мы можем дать либо все золотые медали, либо никому. Это соревнование с системой, а не садов друг с другом. И если мы опубликуем результаты, то мы чашу весов сдвинем, потому что это вызовет нездоровую реакцию среди дизайнеров. Мы хотим воодушевить людей и стимулировать их проявить себя в лучшем свете. И у любого садовода есть возможность получить золотую медаль.



©  Ландшафтная отрасль 
Новости ландшафтной отрасли, фото, проекты, интервью
www.landustry.ru  || box@landustry.ru  ||   +7 (495) 131-1534