Памяти Джона Брукса (John Brookes) | Ландшафтная отрасль Ландшафтная отрасль
ПАМЯТИ ДЖОНА БРУКСА

фото Михаил ЩегловРодоначальник современного сада, Джон Брукс (11 октября 1933 - 16 марта 2018), был признан мэтром еще при жизни. Концепция матричной сетки в проектировании объектов и трансформирование сада в «жилую комнату на улице» оказались революционными в период растущего спроса населения на благоустройство домов.

За 60 лет карьеры Джон Брукс создал более 1000 проектов в разных странах мира и климатических зонах, приватных и публичных. К наиболее авторитетным работам относятся: исторический сад Вестминстерского аббатства, сквер на площади Фицрой в Лондоне, парк Баракура в Японии, модернистский дворик издательства Пингвин-Букс, английские сады в Ботанических садах Чикаго и Айдахо, висячие сады в Японии, а также проекты в Аргентине, Чили, Польше, Литве, Испании, России и на ближнем Востоке.

Родился Джон Брукс в городе Дарем, на северо-востоке Англии, в семье инженера. Увлечение изобразительным искусством было фамильной чертой по линии матери. Родители, которых военное время заставило выращивать овощи для своего стола, пробудили интерес к занятиям на земле. Так, первый садик был сделан девятилетним ребенком, по сути - альпийский. Любовь к природе стала проявляться в поездках с отцом на рыбалку, а служба в армии, раньше обязательная в Британии, дала возможность оценить архитектуру загородных поместьев.

Ландшафтное дело молодой Брукс изучал в университетском колледже Лондона. Началом профессиональной деятельности стало поступление на трехгодичную программу стажировки в Департамент парков города Ноттингема. Несмотря на выполнение бесчисленных озеленительных задач, что стало беспокоить его отца, практика закончилась на позитивной ноте в подразделении дизайна. Там Брукс попал в поле зрения голландского архитектора Гарри Бломом (Harry Blom), который преподнес ему полезные уроки проектирования.

В дальнейшем четырехлетняя работа под руководством Сильвии Кроу (Sylvia Crowe) и Бренды Колин (Brenda Colvin) – обе специализировались на инфраструктурных и промышленных проектах, отточила ландшафтные навыки Брукса. С другой стороны, в этот период расширились его знания в смежных дисциплинах. Наставник и друг Джеффри Джеллико (Sir Geoffrey Jellicoe), познакомил с достижениями современной архитектуры, прежде всего, ландшафтным авангардом Роберто Бурле Маркса (Roberto Burle Marx). Композиция обогатилась абстрактными формами Бена Николсона (Ben Nicholson) и, особенно, Пита Мондриана (Piet Mondrian).

Считается, что сильное влияние на мировоззрение Брукса оказали минимализм Кристофера Таннарда (Christopher Tunnard), обобщенный в манифесте «Сады в современном ландшафте», и калифорнийские эксперименты Томаса Черча (Thomas Church), автора популярной книги «Сады для людей». Так постепенно сформировался новаторский подход Брукса к саду, будто классике или модерну, садовому участку или резиденции, отражающему стиль жизни его владельцев.

 

В 1962 году Джон Брукс впервые вышел на Челси, пройдя отборочный тур. Ассоциация производителей строительных материалов ставила сложную задачу - популяризация цемента и бетона. Отсюда возник выразительный прямолинейный дизайн. В архитектуре усматривалось некоторое подражание Людвигу Мис ван дер Роэ (Ludwig Mies van der Rohe). Не ущемляя общей эстетики сада, автор предложил зоны практического назначения – для компоста, сжигания мусора, хранения инструментов, выращивания рассады. Состав миксбордера акцентировал внимание на массовости, вместо индивидуальных достоинств растений, что существенно отличалось от «цветочных клумб» коллег. Концепция простого в уходе сада принесла автору серебряную награду и обеспечила многочисленные заказы.
Участие на Челсе в 1972 году с ассиметричным планом было задумано, как провокационный шаг. Открытая веранда с односкатной крышей вела из воображаемого дома на террасу-патио. Владельцы явно ценили трапезы на свежем воздухе – так в элементах дизайна появилась открытая столовая, барбекю, зона отдыха. Со стилем мебели возникла заминка.  Изначально пластиковое решение было скорректировано спонсором, газетой Файнэншл Таймс, на менее радикальное, деревянное. Для релаксации на участке был разбит внушительный водоем. Огибающая его дорожка, состояла из бетонных плит круглой формы. Растительная часть включала многолетники с эффектной листвой и формой, однако им отводилась второстепенная роль. Новизна заключалась в концепции: сад для жизни, а не демонстрации редкостей. Оказалось, что такой сад адаптивен, индивидуален, создается под нужды владельцев, поэтому доступен практически всем. Успех долгие годы сопутствовал мастеру на челсийской выставке, золотые награды получили его проекты в 1971, 1972, 1973 и 1976 годах.

Связь приусадебного участка с архитектурой и интерьером дома, отсюда современный сад в современном жилье, а затем реализация в саду жилого пространства - эти постулаты перевернули наше представление о дизайне. В области флористики Джон Брукс сломал превалирующий стереотип: «чем пышнее цветник – тем лучше сад», выбирая для своих проектов те виды и сорта, что подходят климату, устойчивы, неприхотливы и длительное время радуют глаз.

В проектировании Джон Брукс исповедовал архитектурный принцип матричной сетки, как бы, вписывая сады в окружающую среду. Дизайн отличался структурной целостностью и динамизмом. Учитывал культурные традиции, историю и ландшафт местности. Часто сад возле дома повторял очертания строения. Далее солировали геометрические фигуры, и наконец, появлялись волнистые линии, которые обыгрывали или связывали различные мотивы. Общей цели дизайна подчинен выбор растений, завершающий планирование. В предпочтении мэтра, мягкие, разреженные посадки возле дома приобретали более дикий и природный вид по мере удаления вглубь участка.

Джон Брукс написал более чем 25 книг, многие из них стали международными бестселлерами, оказывая огромное влияние на формирование тенденций отрасли и вкусов населения. Одна из самых новаторских разработок автора, изложенная в книге «Комната вне дома» («Room Outside»), вышла в свет в 1969 году и была переиздана в 2007 году. На русский язык переведены «Дизайн сада», «Краткая энциклопедия садового дизайна», «Маленькие сады» и «Мастер-Класс».

 

В своем поместье Денманс, что находится в южном графстве Сассекс, Джон Брукс организовал в 1980 году школу дизайна (Clock House School of Garden Design).  Сад, заложенный первым владельцем на площади 1,8 га, он превратил в опытно-демонстрационную площадку. Здесь все желающие могли вкусить бруксовское отношение к природе, изобретенный им «контролируемый беспорядок». По сведениям британского Общества садовых дизайнеров, Денманс планируется вновь открыть для публики в июне 2018 года.

За заслуги в области ландшафтного дизайна Джон Брукс получил в 2004 году почетный орден Британской империи. Его достижения отмечены престижными премиями в США, Франции, Японии. Уже несколько лет вручается особая награда в его честь. Активная преподавательская деятельность Брукса проходила в сотрудничестве с университетом Вестминстера, Школой дизайна Инчболд, Ботаническим садом Кью-гарденс, зарубежными школами. Он шел в ногу со временем, успев разработать онлайновый курс. Мэтр был приглашен несколько раз в Россию для участия в международных семинарах.

Учениками Джона Брукса были ландшафтные дизайнеры, архитекторы, садоводы, знаменитости по всему миру. В британский список входят: Алан Титчмаш (Alan Titchmarsh), Клив Вест (Cleve West), Розмари Александер (Rosemary Alexander), Дункан Хэзер (Duncan Heather), Эндрю Дафф (Andrew Duff). Ряд модных идей, принадлежавших Бруксу, закрепили или развили его последователи, от бетона и декинга, до открытой столовой, покраски пергол в черный цвет и, конечно, посадок растений в гравий.

Друзьям и коллегам Джон Брукс запомнился редким остроумием и профессиональной требовательностью, любовью Шопеновских ноктюрнов, неравнодушием к веселым мопсам, желтым мимозам и гортензии Аннабель. Он любил атмосферу местных пабов, умел развлекать других, обожал теплые летние вечера в своем поместье и пешеходные прогулки по заповедным холмам Саут-Даунс.

Философские принципы дизайна, которые исповедовал Брукс, владеют умами многих профессионалов. Идеи универсальны, оригинальные находки популярны у публики до сих пор. Ставший теперь «классическим» образ современного английского сада, с четким и ясным планом, неотягощённый деталями, живописный, комфортный, функциональный и, что немаловажно -  легкий в обслуживании, создан во многом благодаря усилиям Джона Брукса. 


Наталья Кроковная
Автор межкультурного блога «Далекая, близкая Англия»