Светлана Попова || Люди ландшафтной отрасли журнал Ландшафтная отрасль
СВЕТЛАНА ПОПОВА
руководитель, питомник Зеленый сад
(г. Москва)


Светлана Попова

БИОГРАФИЯ. География нашей семьи широкая. Мой отец, Виктор Михайлович Попов, — уроженец с. Александрия Ставропольского края, мама, Галина Акимовна Попова, — из Беларуси, выросла в п. Бескес в Карачаево-Черкесии. Я родилась в 1974 году в Южно-Сахалинске, где мой отец проходил военную службу. В 1979 году наша семья переехала в Волгоград, где я окончила школу, получив основное общее образование (8 классов). Дальше была учеба в энергетическом техникуме по специальности «бухгалтерский учет». После окончания техникума я планировала поступать в вуз, но в силу непростой обстановки в стране и, как следствие, тяжелого финансового положения семьи пошла работать. На момент первого трудоустройства мне было 18 лет. Я совершенно не разделяю склонность некоторых людей романтизировать 90-е. Времена были действительно трудные: сначала перестройка, потом развал Союза, безработица. Особенно ни о чем не мечталось. Иметь работу, где тебе своевременно платили бы заработную плату, само по себе было пределом мечтаний. Я не знаю, каково это — поступать в вуз, когда много человек на одно место, зато имею такой опыт в отношении поиска работы в те годы. Помню, как проходила собеседование в 1996-м. На одну вакансию на улице сформировалась очередь из не менее ста человек.

В 2002 году я приехала в Москву одна и, как часто говорят, с единственным чемоданом. Не помню, чтобы у меня были какие-то идеи и цели, просто в силу характера очень хотелось перемен. Через неделю после приезда я устроилась на работу бухгалтером в компанию по производству потолочной плитки, а через год — главным бухгалтером в ТСЖ. И именно тот, 2003 год, как ни странно, стал первым на моем пути в «зеленую» отрасль.

НАЧАЛО. Мой приход в отрасль — это совершенно случайное стечение обстоятельств, воля случая. До 2003 года я даже не знала, что такой вид деятельности вообще существует. Работая в ТСЖ, я впервые заплатила за озеленение территории и сильно удивилась, можно сказать, даже возмутилась: дорого и непонятно за что! Мы оплатили тогда около 80 тысяч рублей. Совершенно незначительная сумма, как я теперь понимаю, но тогда это показалось мне напрасной тратой денег.

В 2004 году меня пригласили на должность главного бухгалтера в компанию, которая тогда осуществляла посадки в том самом ТСЖ. Компания называлась «Зеленый сад», была зарегистрирована в конце 2002 года. У нее был офис в Москве и участок в Одинцовском районе, где заложили питомник растений. С середины 2006 года в компании начались перестроечные времена: собственник, очень успешный, но далекий от этого бизнеса человек, предложил продолжить работать на его земле на условиях аренды. В конце 2007 года мы зарегистрировали компанию с одноименным названием «Зеленый сад». Именно с этого момента я вошла в состав учредителей, продолжая нести ответственность за ведение учета и контролировать финансовую сторону развития предприятия. В том же году у меня родилась дочь Вероника.

2010-й стал моим первым полноценным годом работы в качестве генерального директора. Я согласилась взять на себя руководство компанией не сразу, это решение далось мне с большим трудом. Очень болезненно происходила в 2009 году смена руководства и состава учредителей: несколько месяцев компанию просто лихорадило. Только сейчас я до конца понимаю, что взвалила на себя тогда непосильную ношу: предприятие по разным причинам находилось в довольно сложном положении, у меня совершенно отсутствовал опыт руководящей работы, предстояло выплатить долги, образовавшиеся в процессе реорганизации, платить за аренду земли, пытаться полностью сохранить коллектив. Именно тогда практика показала, что не все лояльные сотрудники являются таковыми на самом деле, и в этом я не перестаю убеждаться, как бы печально это ни звучало. К слову, в нашей компании ни разу, даже в самые сложные времена, не была допущена задержка заработной платы.

   

ПРИНЦИПЫ. Не очень люблю слово «команда» в последнее время. В этом направлении мне нужно еще много поработать. Безусловно, важно иметь в меру сплоченный коллектив. чтобы в нем был психологически здоровый климат. Хотелось бы, чтобы в основном составе присутствовало доверие друг к другу.

ДОСТИЖЕНИЯ. Своим личным достижением считаю сохранение компании в довольно сложных условиях. Полагаю, что нам удалось вывести предприятие из кризиса с минимальными потерями. Мы развиваемся, своевременно рассчитываемся с поставщиками, радуем постоянных покупателей. В 2013 году мы приобрели собственный земельный участок в Можайском районе.

СМЫСЛ РАБОТЫ. В первую очередь это интерес и реализация идей. Безусловно, деньги тоже очень важны. Но пока мы больше вкладываем в развитие, зачастую сильно экономя на себе, что считаю большой ошибкой. Если собственник в достаточной степени не вознагражден финансово, интерес неизбежно угасает.

ЧТО ХОТЕЛОСЬ ПОМЕНЯТЬ. Есть желание развиваться более интенсивно. Часто кажется, что мы движемся хорошо, только очень медленно.

ПЕРСПЕКТИВЫ. В первую очередь это развитие нашего питомника на новой территории, на которую мы перевезли производство в конце 2019 года. В наших планах — в течение 5 лет выйти на полную мощность. Полноценно реализовать проект садового центра в Парфенках (на той же территории), который работает с 2016 года. Продолжать развитие оптово-розничного садового центра в Чапаевке (Одинцовский район), где есть выделенный оптовый отдел для представителей «зеленой» отрасли (торговая площадка нашего питомника с возможностью максимально полной комплектации заказов представленной на территории продукцией других питомников).
 
КЕМ ХОТЕЛОСЬ СТАТЬ.  В детстве у меня всегда были сумасшедшие фантазии на счет своего будущего. Я не хотела быть ни учителем, ни космонавтом. Одно время мне хотелось работать в цирке. Я много читала о цирковой жизни и была в него влюблена. Часто ходили туда с родителями. К слову, теперь у меня совершенно обратное к нему отношение.
 
СОВЕТЫ. Я не отношу себя к людям, которые любят давать советы. Чем дольше работаю, тем чаще кажется, что я ничего не знаю. Что считаю важным в бизнесе? Если вы собираетесь работать с партнером (партнерами), к выбору таких людей нужно подойти предельно внимательно. Разрыв с бизнес-партнером может стать намного болезненнее, чем развод. Договаривайтесь «на берегу», четко определяя зоны ответственности. Иначе каждому будет казаться, что он делает больше, чем другой. Договаривайтесь, не затягивая, о преемниках, не оставляя это на потом. Это может кардинально изменить ваши планы. Без сожаления расставайтесь в бизнесе с людьми-якорями. Неважно, кто это — сотрудники или партнеры. Это порой очень трудно, но необходимо. Я пока этому не очень научилась.

Делайте то, что считайте нужным, прислушиваясь к советам бывалых, но не слепо следуя им, потому что у каждого — свой путь. Возможно, ваше решение в результате окажется намного оригинальнее и правильнее. Я много раз сталкивалась с очень противоречивой информацией из уст наших «зеленых» гуру, к которым сейчас образовалось чуть ли не паломничество. Все мы люди, всем свойственно ошибаться. И ваше отличие от них может быть только в том, что вы не обладаете даром красноречия.

 

Интервью взял: Александр Жуков
16-02-2020


©  Ландшафтная отрасль 
Информационно-аналитическое издание для профессионалов отрасли
Телефон: +7 495 131 00 15 | Почта: box@landustry.ru