Ландшафтная отрасль
ОКСАНА ХЛЕБОРОДОВА
архитектор (МАрхИ), ландшафтный дизайнер
Авторский сад - avtorsad.ru, школа ландшафтного дизайна Перспектива - land-ps.ru, питомник растений Малахит pitomnikmalahit.ru


ФАКТЫ БИОГРАФИИ
Окончила Московский архитектурный институт, в «ландшафте» с 1998 года. В 2003 году основала компанию «Авторский сад». В портфолио — частные сады, усадьбы, резиденции, городские и парковые территории, зимние сады, сады на крыше. Сделано более 200 авторских проектов и построено более 100 больших и малых садов. Постоянный участник фестивалей, выставок и победитель конкурсов. Трижды становилась золотым призёром международного фестиваля «Moscow Flower Show», в 2017 году получила Гран-при фестиваля за сад «Малахитовая шкатулка». Обладатель серебряных и бронзовых наград «Российской национальной премии по ландшафтной архитектуре», фестиваля «Сады и люди». Участник фестиваля «Цветочный джем»-2018.


ПЛАНЕТА ПО ИМЕНИ ОКСАНА
Именно так. Не звезда, свет которой, бесспорно, яркий, но почти всегда холодный или, напротив, слишком испепеляющий. Именно планета, которая собирает на свою орбиту самые разные спутники — большие и малые — и гармонично существует вместе с ними, объединяя и властвуя.

Тем, кому довелось хоть однажды попасть в зону притяжения Оксаны Хлебородовой и хотя бы ненадолго задержаться в ней, наверняка помнят, как это бывает. Когда после одной встречи перед тобой распахиваются двери в бескрайнюю галактику творчества, где невозможное — возможно.

Говорят, что случайных встреч не бывает. И это действительно так, хотя многие из тех, с кем я говорила об Оксане, отмечали своё знакомство именно этим словом — «случайно». Но потом вдруг оказывалось, что эти встречи, если не повернули вспять течение жизни каждого, то уж точно оказались судьбоносными и многое расставили по единственно правильным местам. Возможно, не все из нас — осчастливленных — сразу поняли значение этого поворота своей судьбы к лучшему, но с течением времени всё больше убеждались в этом.

Я — не исключение. Мы познакомились в 2015 году на первом полномасштабном фестивале ландшафтного искусства Moscow Flower Show. Тогда ещё главный редактор журнала «Мой прекрасный сад», я внимательно, если не сказать придирчиво, изучала конкурсные проекты, чтобы выбрать из них лучший и наградить нашего победителя специальным призом. И вдруг — передо мной распахнулся портал в иной мир, а солнечные часы начали отсчёт действительно счастливых минут. Предзакатное солнце скользнуло лучом по глади небольшого прудика и позолотило верхушки пушистых туй. И присев на пуфик, так кстати подвернувшийся под нужное место, я поняла, что не хочу больше никуда идти и ничего смотреть. Я оказалась "дома", где всё комфортно, уютно и в высшей степени гармонично. Сад «СИТИ-РЕЛАКС» в том фестивале получил золотую медаль, а я — близкого по духу человека, помнить которого буду всю свою жизнь.

Потом были другие фестивали и другие проекты, и каждый раз встречи с Оксаной и её садами я ждала как праздника. Я угадаю эту мелодию с трёх нот… Нет, я угадывала её проекты с одной, и для этого не нужно было даже смотреть на табличку-визитку, где значились данные автора и краткая история сада. Они всегда были разными, но — всегда Оксаниными.

Какими именно? Народными — в самом правильном смысле этого слова. Потому что не нуждались в «расшифровке концепции сада» и всегда оставляли возможность оживить его собственными ощущениями и смыслами. Воспитывающими — потому что обязательно несли в себе смысловую и историческую нагрузку и никогда не потакали дурному вкусу и не делались на потребу «пиплам, которые хавают». Они заставляли думать и учили чувствовать, никогда не опускались до пошлости, а, напротив, поднимали до своего уровня. Но при этом оказывались абсолютно понятны и специалистам, и простым зрителям, не слишком искушённым в ландшафтных хитростях. Душевными — потому что с первого взгляда нежно, но крепко брали за сердце мягкой ладошкой и словно растворяли в пространстве, где дышалось, думалось и даже леталось каким-то невероятно лёгким и волшебным образом. Сказочными — потому что каждый из её выставочных садов точно был родом из детства и туда же возвращал.

Самым главным, сказочным и невероятным для меня стала «Малахитовая шкатулка» — фестивальный сад Moscow Flower Show-2017. Ожившая реальность, описанная в уральских сказах Павла Бажова, которыми в детстве зачитывались многие поколения. Она сработала как машина времени, перенёсшая даже не в детство, а во времена и края, где я всегда мечтала оказаться. Этот сад получился настоящим и искренним — до дрожи и подгибающихся коленей…

«Во всём мне хочется дойти до самой сути…»

Трудно поверить, что Оксана по профессии вовсе не ландшафтный дизайнер. Она закончила Московский архитектурный институт, а в зелёный мир пришла в 1998 году. И путь этот пролегал через дачный участок, который приобрела семья и где, собственно, и ставились первые ландшафтные опыты. Они оказались настолько удачными, что и сегодня многие из её дачных соседей недоумевают, что за волшебные слова знала их соседка, от которых на её территории росло, цвело и колосилось всё то, что за близлежащими заборами дохло и хирело, несмотря на все старания хозяев.

Потом, уже в 2003 году, появилась компания «Авторский сад», внутри которой — как и в голове у Оксаны — уместилось сразу несколько направлений: школа ландшафтного дизайна «Перспектива», питомник растений «Малахит», мастерская мозаики Bolero и мастерская деревянных изделий Planter.

С азартом и вдохновением она создавала частные сады, оформляла усадьбы и резиденции, городские и парковые территории, сочиняла и проектировала зимние сады и сады на крыше. Не просто задавала идею и некоторые нюансы — отрабатывала от и до, а если нужно — то и брала под ландшафтный «патронаж». И, конечно, учила. Всех, кто «заболевал» её смелостью и лёгкостью, всех, кто хотел творить, а подчас и вытворять — смело, полётно и безудержно, но при этом не теряя головы и смысла того, что и для чего делал.

Только представьте: более 200 готовых объектов, более 100 статей в специализированных и популярных журналах, более 40 телевизионных программ, каждая из которых — ёмкое и доступное пособие о том, «как надо и как не надо», свой Youtube-канал с видео и аудиоуроками разного формата — чтобы смотреть и слушать было удобно.

Какой она останется в нашей памяти? У каждого, кто её знал и любил, — свой ответ на этот вопрос. И некоторые из них мы предлагаем вам сегодня.

ЕЛЕНА САВИЧ — ландшафтный архитектор, дендролог питомника «МАЛАХИТ», амбассадор «МАЛАХИТА» и «ПЕРСПЕКТИВЫ».
Она проработала с Оксаной ровно 10 лет и знала её лучше многих. Поэтому ей слово.

— Лена, расскажи, как вы познакомились?

— О, это совершенно случайная история. Один мой знакомый, приехав как-то ко мне на дачу, увидев коллекцию растений и услышав рассказы о них, спросил: «А почему ты у нас не работаешь?» На тот момент я была управляющей отделением банка. Работа была просто зарабатыванием денег, а так хотелось, чтобы для души… Поэтому, когда мой гость попросил разрешения дать мой телефон своей руководительнице, я с радостью согласилась. Но даже и не предполагала, куда заведёт меня всё это.

Оксана — а это была она — позвонила мне в тот же день, а на следующий мы с ней встретились. А ещё через день я уже работала у неё, бросив всё, и с тех пор ни разу об этом не пожалев. Потому что сразу поняла её потенциал, прониклась её эмоциями и прочувствовала состояние души, абсолютно совпадавшее с моим. Понимаешь, есть люди по-хорошему сумасшедшие, и она была одной из них. Это человек, который горит и даёт согреваться другим.

— И как тебе работалось с ней?

— Тяжело. Она, как любой творческий человек, была очень сложной. Но ведь простые люди — это неинтересно. Очень многое в нашей работе происходило по принципу «я так хочу, значит, получится!». Причём иногда даже вопреки коммерческой выгоде. Если проект был ей интересен — она бралась за него с восторгом и доводила до ума, оплата была вторична, но клиенты сами видели, что их сад рождён в любви, и были готовы за это платить. А вот проекты, выгодные с точки зрения коммерции, но неинтересные, скучные — могла просто не взять или же передать своим коллегам или ученикам, помогая по мере необходимости. Вот и у меня есть такое «наследство», которое я веду уже 10 лет.

Оксане всегда было интересно делать… историю, то есть сады, в которых есть мысль, идея. А просто сад для богатого человека, который хочет «красиво и престижно», но на свой лад, ей был неинтересен изначально.

— Но вот интересный момент — практически все конкурсные сады, которые она делала в рамках фестиваля Moscow Flower Show, переехали к новым — опять же богатым хозяевам… Понимающие попались заказчики?

— Не только в этом дело. Просто даже если у состоятельных заказчиков есть какая-то своя концепция, но они видят уже готовую картинку, которая завораживает, то готовы её купить — сразу! Оксане было интересно «рисовать» растениями, она всё-таки и в душе была архитектором, а не только по первой профессии. И поэтому у неё очень графичные сады, «читать» которые невероятно увлекательно. Но вот если хозяин начинал вносить свои коррективы в придуманный Оксаной сад, рождался диссонанс, ломалась структура и рушилась гармония. И история переставала быть ей интересной.

— У меня Оксана всегда ассоциировалась со сказкой, а самой любимой из них стала «Малахитовая шкатулка». Скажи, как рождался этот проект? Помню, рассказывали, что гигантские валуны, ставшие основой композиции, везли аж с Урала и перед транспортировкой бережно обматывали сеткой, чтобы сохранить на их поверхности лишайники и мох…

— Это действительно так. А ещё следили по пути, чтобы прожилочки на валунах не потрескались и доехали до фестиваля в своей первозданной и немного дикой красоте. «Малахитовая шкатулка» была очень удачно вписана в окружающий ландшафт, даже пейзаж подыгрывал этой сказочной истории. Почему именно шкатулка? Ей всегда очень хотелось сказку, и практически все её сады в какой-то степени были сказочными.

Если же в целом говорить о проектах, то они рождались у Оксаны в голове целиком. И, по сути, к началу работы мы получали чёткую схему, что где и как должно быть. Ну а нюансы уже «доигрывались» на площадке. НО! В какой-то момент она была способна послать эту схему к чёрту и перевернуть буквально с ног на голову!

— Вспомни самый показательный случай из вашей общей жизни, который характеризует Оксану наиболее полно.

— Как ни странно, это посадка растений на объекте. Приезжаем, выставляем все растения согласно составленному плану. Оксана ненадолго задумывается и говорит — пойдём, отойдём. Минут несколько мы прогуливаемся неподалёку, и, вернувшись… начинаем заново всё тасовать. Меняем расположение, расстояния между растениями (они всегда выверялись буквально до нескольких сантиметров), иногда она и растения заменяла, потому что находила какую-то тонкую нотку в том, что приехало, ведь растения живые, они имеют разный характер, даже если принадлежат одному сорту.

— То есть, по сути, это было «ручное управление»?

— Именно. И я невольно переняла этот подход, сейчас при высадке рабочие часто на меня ворчат, что я как Оксана, вымеряю места посадок буквально по сантиметру. Она всегда ещё при посадке отлично представляла, как будет выглядеть ландшафт через пару-тройку лет. Да, изначально мы допускали загущения, потому что клиента нельзя «кормить завтраками», ему всегда продаёшь готовую картинку. Но при этом чётко обговаривали: сейчас сажаем часто, а через два года часть растений выкопаем и перенесём на другое место. Оксана прекрасно знала, как растения развиваются, и один из её уроков — это изучение процесса взросления сада.

— Какой из выставочных садов Оксаны твой самый любимый?

— Пожалуй, «белый» сад «Грани соблазна», самый последний, который на Moscow Flower Show-2019 она сделала для Вячеслава Зайцева. Меня совершенно покорило заложенное в нём сочетание геометричности и природности. Он был сделан на контрасте свободных и стриженых форм, чистой геометрии и «вольных» растений. Я вообще люблю монохромные сады. Конечно, и «Малахитовая шкатулка» прекрасна. Но она… очень не для всех.

— А вот здесь я с тобой поспорю. Когда я брала у Оксаны интервью по поводу этого конкурсного сада, то заметила, что он логично распадается на две части — сказочную и прикладную, горную часть. И эта вторая часть была абсолютно для людей — не только в плане любованья, но и в плане повторения на своём участке. Я обратила на это внимание и спросила — почему так? «Потому что каждый выставочный сад всегда должен быть для людей, — ответила мне Оксана. — То есть с одной стороны я показываю красоту, а с другой — обязательно должна показать нечто, что человек сможет унести с собой в сердце и потом — при желании — повторить у себя. И очень важно, чтобы эта — человеческая — часть была несложной и понятной как для восприятия, так и для подражания».

— Да, для меня очень важным был тот факт, что все её выставочные сады можно было при желании перенести в «живой» сад к конкретному человеку. Конечно, её сады подходили не каждому. Но каждый из них находил своего хозяина. И в итоге все сады «уехали» на новые места. И остались жить не только на выставочных фотографиях и в нашей памяти.

— И самый последний вопрос — какой ты будешь её помнить?

— Есть одна фраза, которая описывает её полностью — «Нет ничего невозможного». Вот это — точно про неё.

АНДРЕЙ ЛЫСИКОВ, к. б. н.,
ландшафтный фотограф и консультант, автор книг по ландшафтному дизайну и садовой фотографии.

Искушённый взгляд садового фотолетописца на ландшафтные проекты интересен всегда. Поэтому именно его я попросила посмотреть на конкурсные сады Оксаны с этой точки зрения. И вот, что у нас получилось.

— Скажи, какими были её проекты с точки зрения фотографа? Насколько легко или, напротив, трудно их было снимать и понимать?

— При съёмке садов я пытаюсь передать их настроение и образ в той мере, насколько они были заложены автором. И, конечно, я ищу интересные, необычные ракурсы при съёмке любых садов — как профессиональных, так и сделанных начинающими. Иногда такие, которые остались незамеченными даже для авторов садов. Есть сады, которые снимать довольно просто, в них всё напоказ, остаётся только выбирать выгодные ракурсы. А есть сложные, как по своей структуре, так и по замыслу, по своей философии. В этом случае мне гораздо интереснее искать что-то скрытое, необычное, даже потаённое, именно то, что автор решил скрыть от общих глаз и оставить для более пытливых наблюдателей.

Про фестивальные сады Оксаны могу сказать, что они каждый раз выглядели так, словно их создавали абсолютно разные люди. То есть она одинаково хорошо и интересно могла работать в самых разных жанрах. Думаю, что здесь всё шло от её творческой и художественной глубины. Ведь она была дизайнером в самом широком смысле слова, она создавала уникальные сады, выступала в качестве ювелира — придумывала удивительные украшения на всякие околорастительные темы, у неё была витражная мастерская, где она работала со стеклом и кусочками эмали, создавая невероятные композиции и предметы интерьера. Оксана была очень творчески разносторонним человеком, и это, вне сомнений, проявлялось во всём, что бы она ни делала.

В её садах, помимо грамотной работы с объёмами и пространством, всегда находились очень интересные и «вкусные» изюминки. Она прекрасно работала с крупными формами, и в то же время хороша была и в мелочах. Поэтому снимать её сады всегда было очень, я бы сказал, познавательно. Помимо первых поверхностных и легко читаемых планов, в них всегда обнаруживались необычные и очень интересные детали и настроенческие моменты.

— А если посмотреть на проекты с «ландшафтной стороны»?

— Ну, ландшафтником меня можно назвать в гораздо меньшей степени. Это особый талант, который, по большому счёту, дан немногим — не только правильно определить место каждого растения в пространстве сада, понимать их биологическую природу, знать особенности их сочетания друг с другом, но и уметь создать цельный, гармоничный «ансамбль» из растений, архитектурных объектов, малых форм и инженерных сооружений на участке. Оксана была очень многоплановым и поливариантным мастером, работающим в разных жанрах. При этом она отлично разбиралась в растениях, а её проекты были захватывающе интересными — и по сочетаниям растений, и по краскам, и по формам.

— Какой из её конкурсных садов запомнился больше всех и сильнее запал в душу?

— Пожалуй, «Малахитовая шкатулка». Я больше люблю интравертные проекты. И не могу не вспомнить один из её частных садов, площадью почти 60 соток, который я снимал. Внутри него было спрятано великое множество разных «шкатулочек» с секретом. Они открывались буквально на каждом шагу — то один потаённый уголок, то другой, какой-то уютный дворик, маленький водоём с рыбками, настенный фонтан…

А ещё Оксана очень умело работала с геопластикой, вертикальной планировкой, смело использовала в садах скульптуру, которая всегда оказывалась к месту, находила самые правильные решения для малых форм. И, конечно, её отличал грамотный технический подход к реализации проекта: увязка «пятен озеленения» с мощением, дорожной сетью, подпорными стенками… То есть такая крепкая «инженерка», которая всегда лежит в основе любого сада.

И, конечно, не могу забыть её лёгкий характер и весёлый нрав, она всегда была очень позитивной, даже если что-то вдруг шло не по плану. Помню, я проводил в её ландшафтной школе несколько семинаров и обратил внимание, что любые технические накладки и неполадки всегда устранялись весело и непринуждённо. Она всегда жила на позитиве, такой мы и будем её помнить.

ЕКАТЕРИНА ЧУХАСЬ, ландшафтный архитектор.

Это одна из создательниц конкурсного сада «Ведь-Ма», получившего приз зрительских симпатий и награду за заповедный натурализм на фестивале «Сады и Люди»-2022. А ещё — ученица Оксаны.

— Скажи, почему себе в учителя ты выбрала именно Оксану?

— Это получилось абсолютно случайно. Я пребывала в декретном отпуске и, надо сказать, была очень далеко от ландшафта. Но мы купили участок земли, и обустроить его мне захотелось по собственному вкусу. А значит — нужно учиться. Стала подбирать ландшафтные курсы, а жена брата скинула мне рейтинг ландшафтных школ, который нашла в интернете. «ПЕРСПЕКТИВА» занимала в нём первую строчку и к тому же располагалась достаточно близко от моего дома. Так что судьба всё решила за меня.

Приехала присмотреться и сразу же познакомилась с Оксаной Аркадьевной, а после общения взяла самые длинные и дорогие годовые курсы, к моему счастью — ещё очные. И сердцем зацепилась за душевную простую атмосферу. Её офис нельзя было назвать крутым или очень современным, но здесь было так тепло и уютно, что уходить решительно не хотелось. И уж тем более — искать что-то другое. Чай, плюшки, непринуждённые разговоры и добрая камерная обстановка сразу располагали к общению. К счастью, времени тогда у меня было много, и я смогла в полной мере насладиться и учёбой, и общением, и атмосферой.

— И ты решила, что красивый участок надо создавать под руководством красивого человека?

— Именно так! Оксана Аркадьевна была удивительной и невероятно щедрой душой, и всегда была готова поделиться буквально всем — и знаниями, и эмоциями, и материалами. Легко, щедро и всегда от души. Ведь на современных курсах — неважно какой направленности — обычно дают основу, а главные секреты и секретики не раскрывают. А здесь… Любой вопрос, любая мелочь, которая оказалась непонятной или просто заинтересовала — всё и всегда можно было озвучить и попросить помощи. И обязательно её получить. Причём не только про теории, у нас ещё была и очень содержательная практика, когда Оксана Аркадьевна возила нас на свои объекты и по мелочам разбирала каждый цветник или группу посадок. А знания всегда дарила от чистого сердца — и это так чувствовалось…

— Легко ли давалась тебе ландшафтная премудрость?

— Честно говоря, в растениях я поначалу не разбиралась вообще, и даже к итоговым экзаменам пришла с белыми пятнами по ассортименту. Но вот что касалось выстраивания архитектуры внутри участка — вроде как потихоньку всё начинало складываться. Хотя… если смотреть на первые проекты с высоты сегодняшнего дня — они кажутся смешными и слегка беспомощными. Но опыт ведь приходит со временем…

— Сколько же времени прошло с момента обучения?

— Восемь только сейчас я понимаю, что, если бы обучение было заочным — вряд ли из меня вышло бы что-то путное.

— В какой момент ты поняла, что это именно твоё дело, и сыграли ли Оксана какую-то роль в этом понимании и осознании?

— Конечно, сыграла! Ведь у неё всегда горели глаза, и своим энтузиазмом она заражала нас. И не просто заражала — не давала сидеть без дела, всё время подталкивала к участию в разных конкурсах и профессиональных состязаниях. Так с её лёгкой руки я попробовала свои силы в конкурсе начинающих на фестивале «Сады и Люди» и сделала небольшой — на 10 м² — садик, абсолютно в стиле Оксаны Аркадьевны. Конечно, никакого места я тогда не заняла, но зато получила грамоту «За приверженность авторскому стилю». А примерно месяца через три после окончания курсов поняла, что заболела ландшафтом всерьёз и надолго.

Как же приятно сейчас, общаясь с сотрудниками и школы, и питомника «МАЛАХИТ», видеть в их глазах тот же огонь, что горел у Оксаны Аркадьевны! Я часто беру в питомнике растения для своих проектов, а в мастерской заказываю деревянные кашпо. И, конечно, не забываю её советы по утеплению уличных кашпо, кроме неё никто эту информацию не давал ни раньше, ни сейчас.

— Насколько легко тебе училось у Оксаны?

— Легко, несмотря на её огромную требовательность. А может быть — и благодаря ей. Она умела находить хорошее во всём. И всех, кто приходил к ней с дипломными работами, обязательно хвалила. Причём не просто так — находила что-то достойное похвалы у каждого, но при этом — не замалчивала недостатки, а тепло и дружелюбно объясняла, что надо переделать, почему и каким образом это лучше сделать. Мне это качество кажется особенно важным, ведь по натуре, чтобы мне леталось, меня нужно хоть немного хвалить. Так с Оксаной Аркадьевной я летала…

— Скажи, а как, на твой взгляд, Оксана оценила бы сад «Ведь-Ма», которым и я, и многие другие «болеем» до сих пор?

— Часто задаю себе этот вопрос и очень жалею, что она его не увидела. Именно об этом жалею каждый раз, когда вспоминаю проект. Мне кажется — он бы ей понравился…

 

МАРИЯ ГЕЛЬФАНД — руководитель питомника «Малахит» и школы ландшафтного дизайна «Перспектива».
А ещё — дочь Оксаны Хлебородовой, на хрупкие плечи которой после ухода мамы легко легли все большое, беспокойное и очень разноплановое хозяйство.

— Ты изначально архитектор по профессии. Как сегодня чувствуешь себя в новой для тебя сфере?

— Надо сказать, что прежде я глубоко в неё не погружалась, просто участвовала в нескольких выставках. Ландшафт очень близок к архитектуре, поэтому и придумались какие-то интересные решения. Например, «монастырский садик», который я делала на одном из фестивалей Moscow Flower Show, — это в значительной степени именно архитектура. Да и сейчас я на ландшафтное проектирование смотрю больше с архитектурной точки зрения. По сути, это та же задача обустройства пространства, но реализованная с помощью другого материала. И мне это интересно.

— Думаю, такой подход по-своему интересен и очень практичен. Во всяком случае, офис, который ты спроектировала для маминого питомника «Малахит», отличается и оригинальностью, и практическим комфортом, и, наконец, просто шикарно вписывается в ландшафт.

— А я сейчас уже не делю ландшафт и неландшафт, для меня всё это дизайн, решать который можно по-разному.

— Тяжело вживалась в роль маленькой хозяйки большой и разноплановой компании?

— Непросто, но сейчас уже разобралась и всё разложила по полочкам. Да, в ландшафте законы несколько иные, но и они совместимы с архитектурными «правилами». И когда я это осознала, паззл для меня полностью сложился. К тому же новые знания обогатили мой кругозор и помогли пойти ещё дальше. Оказалось, что на стыке этих двух направлений — таких разных и вместе с тем таких похожих — могут получаться очень интересные проекты. И, возможно, мой взгляд со стороны, а не изнутри профессии ландшафтника, способен приметить, а потом и реализовать неожиданные, но очень любопытные ходы и решения.

— Не могу не спросить про будущее ландшафтной школы «Перспектива» и питомника «Малахит» — какие планы и проекты ждут впереди?

— Всё нормально, работаем! В активе «Перспективы» сейчас 20 авторских программ — с подробными лекциями, выполнениями домашних заданий и «разбором полётов», есть курсы и вебинары как для начинающих, так и для профессионалов. На занятиях (а они проходят в онлайн-формате) мы разбираем не только творческие аспекты работы над проектами, но и практические моменты — техническую и экономическую составляющие, без которых сделать проект действительно успешным, да и просто реальным, невозможно. Для поддержки наших «студентов» есть группа в Telegram, где любой может задать свои вопросы и получить на них исчерпывающие ответы.

«Малахит» тоже набирает обороты — расширяем ассортимент, каждый год дополняем и обновляем техническую базу, наращиваем собственное производство растений, ведь мы черенкуем, режем и сажаем всё, что растёт и нравится — и вам, и нам! Сегодня мы работаем и с садовыми центрами, и с небольшими торговыми точками, и с ландшафтными дизайнерами, и даже с городскими озеленителями. И стараемся быть интересными для всех наших клиентов.

 

Биографию подготовила:
Светлана Мариничева
07-12-2024


©  Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
Телефон: +7 (958) 776-3001 | box@landustry.ru