Ландшафтная отрасль

 
ТАТЬЯНА КАНАРЕЙКИНА
ландшафтный дизайнер
(г. Санкт-Петербург)


Блог: birdcherry1.livejournal.com
 

БИОГРАФИЯ. Родилась в городе Ленинграде, 6 марта 1975 года. Тяга ко всему, что связано с природой и растениями, проявилась с детства. Совершенно не вызывала неприязни работа на бабушкиных грядках, клумбах и в плодовом саду. С удовольствием пересматривала ее журналы "Приусадебное хозяйство", где особенно интересовал раздел с планами дачных садиков, выполненными профессиональными озеленителями. Помимо всего прочего, довольно серьезно увлекалась ботаникой. Учитывая, что бабушка – преподаватель биологии в школе, литературы на ботаническую тему в ее доме была масса. Проращивала дубы из желудей, апельсины из косточек и сосны из семян.

В какой-то момент – даже не знаю, откуда это пришло, начала рисовать планы садов. Это были настоящие огромные усадебные парки – с прудами, аллеями и руинами… Жаль, что ни одного из этих рисунков не сохранилось. Ближе к выпуску из школы появилось желание поступать в Лесотехническую Академию на инженера-озеленителя, но по разным причинам в нашей семье котировался только Ленинградский (тогда уже Санкт-Петербургский) Государственный Университет. "Хочешь быть ботаником? Есть биолого-почвенный!" А я старалась хоть иногда быть послушной девочкой.

Но повернулось все совсем неожиданно, и на 10 лет я отдала себя профессии журналиста. С первого курса Университета устроилась на подработку в популярную тогда газету "Час Пик" (помогла мамина подруга, которая там работала), и вдруг показалось, что именно это и есть призвание. Особенно когда в 1997 году получила престижнейшую премию "Эмми" в номинации для молодых сценаристов, которую учредил Питер Устинов. Неожиданно молодая девчонка оказалась практически в Голливудской тусовке, и будущее так и виделось – в очень радужных тонах. Однако, боязнь к перемене места жительства и перспективы в России, которые открывало приглашение сценаристом в НТВ-холдинг, отодвинули голливудские планы. Для НТВ была начата работа над созданием цикла детских сказок, для съемок которых планировалось закупить модную 3D-студию, которой тогда еще не было ни у кого в России. Но тут случился август 1998 года, и планы рухнули. Сказки на экран так и не вышли. Правда, еще несколько лет после этого я писала сценарии детской передачи "Телебом", которая выходила на ТНТ по воскресеньям и имела (судя по огромным мешкам писем) успех у ребятишек и их родителей. Однако, в связи с полной сменой руководства на НТВ и ТНТ в 2000-м году, поменялась и сетка вещания. Безобидному детскому "Телебому" там уже не было места.

После этого по инерции еще работала в местной петербургской прессе, но писать хотелось все меньше, а все больше душа требовала каких-то перемен. Вот только каких?


НАЧАЛО. И тут вдруг вспомнились изначальные планы. Тем более, к тому времени, специальность инженер-озеленитель трансформировалась в очень модно звучащую - «ландшафтный дизайнер». Конечно, пришлось серьезно восстанавливать свои уже поистершиеся знания по биологии и приобретать новые – по архитектуре, компьютерному проектированию, вертикальной планировке и т.п. Начались посещения различных курсов (программы каких-нибудь одних курсов, увы, было мало). Потом просто делала проекты, бесплатно – для знакомых, потом платно – на заказ. Одной работать страшновато, поэтому скооперировлась с таким же начинающим дизайнером, как я.
Один из заказчиков, удовлетворенно просматривая выполненный проект, вдруг сказал – "А воплощать кто это будет?" Партнерша моя сомневалась, а я вдруг бодро выпалила: "Конечно мы!"

На тот момент я совершено не представляла, во что ввязываюсь. Теоретические знания – это хорошо, но на практике все, естественно в стократ сложнее. Участок был рельефный, с тяжелым суглинком и нелегкими микроклиматическими условиями. Рабочие – низко квалифицированные, из тех, за которыми глаз да глаз. Были ошибки, за которые приходилось платить из своего кармана, но были и маленькие победы. Партнерша моя в результате поняла, что ландшафтное строительство и ответственность с этим связанная – это не ее путь, и перешла в садовники, отличный, кстати, из нее получился садовник. Меня же эта работа так захватила, что никакой другой уже не надо. Причем, хотя "зеленая часть" остается, конечно, самой любимой, начальный этап - рытья котлованов, прокладки дренажей и кабелей, перемещения грунта - захватывает не меньше.


ПРИНЦИПЫ. КОМАНДА. После выполнения строительства ряда объектов в качестве дизайнера-частника, на меня обратили внимания местные фирмы. В 2008 году поступило выгодное предложение от компании "Домашний Оазис" о сотрудничестве. Уровень компании был несколько ниже того, чего я уже добилась самостоятельно на своих объектах, но работа в сформированной команде, а не со случайными работниками, привлекала. Решение было принято в пользу сотрудничества и, в общем, я об этом не пожалела, получив возможность помимо частных объектов работать еще и на городских территориях.

Тем не менее, говоря о принципах работы, я не могу отвечать за всю фирму. Лично мои принципы заключаются в стремлении сделать все максимально качественно и при этом уложиться в минимально возможный бюджет. Это обычно означает то, что работа над объектом сильно растягивается во времени. С другой стороны, это плюс, так как, если на начальном этапе все же были допущены какие-то ошибки, они в процессе исправляются.

Что касается собственно дизайна, его проектной (художественной) части, то, несмотря на то, что желания клиента приоритетны, я позволяю себе и поспорить с ними, отстаивая тот или иной элемент сада или мое видение, скажем, колористки цветника. К тому же, даже в самый бюджетный проект я стараюсь включить хоть какую-то изюминку.
Но если быть честной до конца, больше всего нравится работать не на частных, а на городских объектах, жаль, что пока такого опыта мало.

ДОСТИЖЕНИЯ. Если говорить о достижениях – то очень горжусь своим сквером на территории ВНИИМ им Менделеева. Ну и конечно, Первым местом на "Императорских садах-2010". В конкурсах и выставках участвовать нравится очень, ибо, ничто так не стимулирует фантазию, как соревнования. Да и общение с коллегами – положительный момент таких мероприятий.

В ЧЕМ СМЫСЛ РАБОТЫ. Возможно мой ответ прозвучит и банально, и не ново, но смысл моей работы – в самой работе. Я получаю удовольствие от всего – от первого появления на объекте, от общения с заказчиками, от проектирования, от строительства и конечно от созерцания готового результата. Возможность творить совершенно разные и непохожие друг на друга сады – это сравнимо в чем-то с написанием сценариев, когда, каждый раз вместе с героем проживаешь совершенно иную, отличную от твоей жизнь..
Деньги в моей работе вторичны, я часто берусь за объекты со скромным бюджетом, ну, может быть потому, что в нашей семье я в любом случае не главный добытчик.

ЧТО ХОТЕЛОСЬ БЫ ПОМЕНЯТЬ.  Что можно было бы поменять в ландшафтной отрасли? Ну, конечно, хотелось все-таки, чтобы все заказчики осознали реальную стоимость проектирования. Пока что для большинства это не очень важные, хоть и красивые бумажки. Хотелось бы придти к более четкой организации процесса, когда определенные этапы выполняет определенная команда профессионалов (субподрядчики). При этом без риска, что они "уведут" клиента. К сожалению, в моей практике такие случаи были. У нас ведь все вокруг "многостаночники". Было бы здорово более плотно сотрудничать со строителями и архитекторами. Пока на практике и те, и другие, не отказываются от лакомого куска в виде ландшафта, часто ничего в этом не понимая. И еще хотелось бы, чтобы заказчики больше доверяли видению дизайнера, ибо часто боязнь нового, того, чего они не видели "у соседа" побуждает их отказываться от действительно красивых и оригинальных решений в пользу банального благоустройства и озеленения.

ПЕРСПЕКТИВА. ПЛАНЫ. В данный момент лично для меня перспективы не совсем ясны, ибо по семейным обстоятельствам приходится перебираться на ПМЖ в Финляндию. Еще есть незавершенные объекты в России, и я буду их "вести" до победного, однако со временем придется искать себе занятие в Суоми. Идеи и планы есть, но пока это секрет.

КЕМ БЫ ХОТЕЛОСЬ СТАТЬ. Когда-то хотелось стать знаменитой рок-певицей. Даже довольно долго пела в рок-группе, сочиняла и записывала песни на студии. Не получилось. Почему – не знаю. Может, плохо пела (хотя окружающие говорили, что хорошо). Может – просто не судьба.
 

УВЛЕЧЕНИЯ. Увлечения связаны со спортом. В альпинизме доросла до 2-го спортивного разряда, сноуборд – люблю фрирайд, еще - беговые лыжи (предпочитаю классический стиль). Хотя с рождением ребенка пришлось спортом и серьезными тренировками немного пожертвовать. Сейчас получается время от времени. Крайнее ("последнего" в альпинизме не бывает!) восхождение на гору удалось осуществить в 2008 году, с тех пор – ни разу в горы не выбиралась. Зато совершила путешествие на яхте по греческим Кикладам в команде яхтсменов. Путешествовать, кстати, люблю не только по природным уголкам, но и по городам. Самый любимый город, помимо родного Петербурга – Нью-Йорк, он потрясающий.

СЕМЬЯ.  Семья – муж айтишник, сын 4-х лет. Кот тайской породы по кличке Банан. Думаю вот, может еще попугая завести?

СОВЕТЫ. Не уверена, что я сама не принадлежу к категории "начинающих", так как 5-6 лет для ландшафтной отрасли – не срок. Тем не менее, новичкам хочу посоветовать всегда признавать свои ошибки. Всем людям это свойственно – совершать ошибки. Поэтому лучше признать и исправить – это вызовет у клиента больше уважения, чем вариант, когда вы трусливо покидаете объект, на котором что-то не задалось. Ну и вообще – не бояться. Не бояться начинать свою деятельность. Не бояться спрашивать совета у более опытных, тем самым признавая, что сами вы – новичок. Не бояться спорить с клиентом, если считаете, что он не прав. Не бояться отказываться от объекта, если чувствуете дисгармонию в общении с заказчиком или сам объект слишком сложный для вашего уровня. Всех денег не заработать все равно.  

 

 

Интервью взял: Александр Жуков
09-02-2011

 


©  Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
box@landustry.ru | Telegram