Ландшафтная отрасль

АНДРЕЙ КОРОВЯНСКИЙ
ландшафтный архитектор
(г. Минск)

Блог: koroviansky.livejournal.com
 


БИОГРАФИЯ. Родился в Минске 18 октября 1974 году. Всегда планировал и мечтал стать именно архитектором. Ещё до поступления пошёл работать техником в институт «Минскпроект» в архитектурную мастерскую к Владимиру Александровичу Соколу. Там клеил макеты, подтирал лезвиями километры кальки, пил чай и пытался обуздать кульман. В 1992 году я стал студентом архитектурного факультета, за что был сразу же депортирован собирать картошку. И как обычно бывает, те ребята, с которыми подружился на уборе урожая, стали моими самыми близкими друзьями. С ними прошли основные студенческие вехи – байдарочные походы, ночные курсовые, вместе познали ужас сопромата и прелесть алкоголя, вместе делали конкурсы и выставки, организовывали студенческие вечера, летние архитектурные и трудовые лагеря.

Надо сказать, что у нас было развито студенческое движение, была (и есть до сих пор) Белорусская Ассоциация Студентов-Архитекторов (БАСА), благодаря которой можно было не только что-то делать в Беларуси, но и участвовать в мероприятиях европейских архитектурных школ. Несколько лет я был председателем этой организации. Первые две недели августа мы ездили на EASA (Европейская Ассамблея Студентов-Архитекторов), которую проводили в одной стран Европы. Осень или весной отправлялись на SESAM, зимой была зимняя школа EASA. Добирались туда по-разному, если группой, то практически всегда нас поддерживал деканат, спонсировал фонд Сороса, фонд помощи талантливой молодёжи при Президенте РБ, но порой добирались и поодиночке, с голодно-холодными приключениями. Но всё это стоило удовольствия от двух недель безумного творчества. Когда EASA заканчивалась, у меня, как правило, ещё действовала виза и я отправлялся в поездки автостопом. Денег не было совершенно, питался «с полей». Спал на вокзалах, на лавочках в парках или просто в кустах. Благодаря тому, что спальник и коврик всегда были – устраивался с относительным комфортом. Тем более, что гигиена для меня святое и утренний душ в европейских городах можно найти практически везде.

Иногда, если совсем уж было трудно – продавал свои архитектурные рисунки. Сложно назвать это экстримом, но я однажды съездил в Прагу и вернулся за 20$. Покупал буханку хлеба, половину съедал утром – половину вечером. А однажды с другом решили добраться до Мадрида, но потом свернули от Монпелье в Париж, где остались на несколько недель. Там обычно шли ночевать на Марсово и Елисейские поля, где были хорошие газоны и можно было с приятным комфортом расстелить спальник. Главное пораньше проснуться, чтобы не попасть под утренний полив. Благодаря подобным путешествиям я объездил практически всю Европу. Попадал в полицейские облавы, в основном в Германии и Бельгии, где существуют определённые законы к таким путешественникам. Нас вывозили за пределы городской черты и достаточно культурно просили не возвращаться в город.

По французскому Лангедоку и Пиренеям путешествовал с рюкзаком по малым деревням, замкам и монастырям, питался от виноградника к винограднику. Сейчас виноград видеть не могу. Очень много времени проездил по Польше, в Кракове – одном из моих самых любимых городов, днём гулял и зарисовывал здания, а ночью – шёл спать на вокзал или в женский монастырь, где подобралась такая же сумасшедшая компания студентов дизайнеров, архитекторов и художников. С ними до сих пор переписываемся в сети. Это было необычайно весёлое и познавательное время развития. И было оно не только потрясающим приключением юности, но ещё и уникальной возможностью увидеть в живую ту архитектуру, которую изучал в академии по книгам. К тому же можно было почувствовать саму жизнь городов, с их ритмом и обволакивающей сущностью, или как это принято сейчас говорить, ощутить дух места…, своеобразную ментальность населения, и конечно же, осознать все прелести социума, которые особенно ярко понимаешь на голодный желудок. Вот сейчас, если сравнивать эти студенческие путешествия автостопом с более поздними поездками, могу сказать, что тогда мир воспринимался более ярче, чище и откровенней. Более многогранней ощущалась жизнь.

Одновременно с учёбой я подрабатывал. Водил экскурсии, писал статьи в газетах, некоторое время вёл рубрику «Панорама» в журнале «Архитектура и Строительство Беларуси», на последних курсах стал работать в архитектурном бюро Владимира Ильича Бакаева. Мне очень повезло, что судьба подарила мне этого безумно талантливого человека сначала как преподавателя, а потом и как руководителя диплома. Благодаря ему, я по новому взглянул на архитектуру, полюбил Луис Кана, Филиппа Джонсона и Людвига Мис Ван Дер Роэ.

Наверно, именно встреча с Бакаевым повлияла на мой дальнейший профессиональный путь. Он любил говорить, что «настоящий архитектор - этот кто понимает масштабы пространства» и «чтобы стать архитектором надо поработать в мебели, в реконструкции и в генплане». Вот где-то по такому пути я и стал двигаться.

Уже на последних курсах академии пошёл работать в дизайнерскую фирму «Бонк», где проектировал мебель для магазинов, баров и офисов. Потом Бакаев пригласил работать к себе в мастерскую, выполнять реконструкцию и приспособление замка 14 века в г. Лиде. Этот объект я взял себе на диплом. В академии я отказался от распределения, хотя закончил на достаточно высокий бал 4,81. Специально пошёл работать в государственный институт «Минскпроект», во вновь созданную структуру, которая занималась реконструкцией и реставрацией зданий. Там рисовал кроки, делал обмеры, опорные планы, исторические привязки и прочее. Когда выполнял генеральный план для Лидского замка, столкнулся с проблемами восприятия крепостных укреплений. Надо было создать гармоничную среду и найти правильное раскрытие перспектив на объект, чтобы передать его мощь и силу. Наверно, это был мой первый опыт в генплане, когда я понял, что весь успех архитектуры сооружения заложен в гармонии его окружения. К тому же я понял, что знаний полученных в академии мне явно не хватает. Формирование среды в нашем обучении сводилось к уровням макромасштаба – градостроительства и к мини масштабу – ландшафтной архитектуре, которую преподавали мало, в режиме ознакомления, к тому же сводили просто к предвзятому укрошательству. В литературе о проектировании среды информации было ещё меньше – в основном всё сводилось к озеленению или к банальному перечислению объектов. Основные книги для меня стали Саймондса, Вергунова, Жирнова, Яргиной и Глазычева. Причём книгу Саймондса «Ландшафт и архитектура» я перечитывал несколько раз. Но знаний катастрофически не хватало. Прежде всего в озеленении. Некоторое время я думал поступить в Белорусский Технологический Университет на технолога-озеленителя, но мне бы пришлось вновь сдавать при поступлении математику и ненавистную со школы химию. К тому же за 6 лет обучения в архитектурной академии я много забыл. Пришлось отказаться от этой затеи.

ЧАСТНЫЕ ЗАКАЗЫ. В это время в стране был жуткий кризис. Первая моя зарплата, как архитектора III категории, составила 16 долларов в месяц (восемь в аванс и восемь в зарплату). Приходилось безумно халтурить. Ночная работа с черчением на кухне стала для меня нормой жизни. Так в одной из халтур я получил в разработку частный сад. Заказчика заинтересовало то, что я архитектор и могу связать его территорию в соответствии с архитектурой здания. Потом мои друзья, друзья и знакомые друзей начали сбрасывать мне в работу территории своих объектов, над которыми работали. Мы быстро находили общий язык и приходили к более-менее интересному планировочному решению. Ниша ландшафтной архитектуры оказалась не занята. И если в интерьере или в объёме была жёсткая конкуренция, то в ландшафте я быстро стал набирать объекты, которые ещё и хорошо оплачивались. Но знаний это не прибавляло. Я путал масштабы, ошибался с деталировкой, допускал планировочные ошибки.

Случайно я узнал, что в одну из структур нашего «Минскпроекта», в мастерскую Юртина Бориса Олеговича требуется человек. Юртин – настоящая легенда в ландшафтной архитектуре СССР, один из титулованных авторов Слепянской водной системы, с её каскадами, водопадами, парками и бульварами. Система - уникальный объект даже по международным критериям. Это единственное сооружение ландшафтной архитектуры за всю историю СССР, которое получило высшую награду – Ленинскую премию. Я перешёл работать в его мастерскую и одновременно стал искать возможность получения недостающего образования. Хотелось нормальных, серьёзных знаний, которые мне пригодятся непосредственно в работе, а не будут потерей времени и пустой бумажкой.

Я узнал об существовании в Польше «Несвижской Академии», послевузового обучения по тематическим курсам ICOMOS IFLA. Для стран бывшего союза это единственная возможность получить специализацию «архитектора среды» и получить международную сертификацию. На 1999-2000 год была объявлена тема «Формирование исторического ландшафта городов и местечек». Я собрал документы и послал в приёмную комиссию, практически не надеясь на поступление, ведь квота поступающих от Беларуси составляла около 5-6 человек. Не знаю, что мне помогло туда поступить, это до сих пор остаётся загадкой, но я получил приглашение на учёбу. Учились мы заочно, одновременно работали и съезжались на полтора месяца в Польшу, в Юлин (охотничий замок Юлии Понятовской под г.Ланцутом), слушали лекции и сдавали сессии. Набор в тот год составил всего 16 человек из Литвы, Украины, Польши и Беларуси.

Учёба была достаточно жёсткой, лекции с 9.00 до 18.00. По выходным экскурсии по объектам. Особый упор в обучении ставился на работу с населением. Одна только социология преподавалась в нескольких предметах – «Теоретическая социология», «Эмпирическая социология» и «Прикладная социология», кроме того были «Социальность среды», «Социальные основы проектирования”, «Городской социум», «Психология жителей» и «Вандализм». В качестве дипломной работы я взял «Благоустройство Верхнего Города в г.Минске» которую впоследствии защитил во Вроцлаве. Внимание к нашему курсу было большое – вручение дипломов проводил министр культуры Польши. Вместе с дипломами нам поступили предложения о работе. Так я был нанят компанией YAMATA на объект «Благоустройство территории Департамента Природных ресурсов ЯМАЛА» в северный г. Салехард. Этот объект был интересен тем, что по замыслу заказчика, должен быть каменный сад – выставка различных пород камня, которыми богат край Полярного Урала. Мне выделили кран и два грузовых «урала» и в течении месяца я ездил по предгорьям и тундре, собирал с каменоломен образцы породы.

Когда этот объект закончился, мне предложили работать в московской фирме «Европарк» где я проработал до 2004 года. Когда осточертело работать на частных объектах и я стал повторятся в решениях, то перешёл работать в «Моспроект №4» в планировочную мастерскую №8 к Хомякову Александру Ивановичу. Государственная работа опять нахлынула своими крупными объектами и мизерными зарплатами, постоянными халтурами и подработками на стороне. Но в проектных институтах присутствует один самый большой плюс – чёткость организации и очень слаженная схема работы, позволяющая легко проходить все согласования. Это даёт огромный опыт. Там в Моспроекте я занимался прибавочным Останкинским парком, сквером в Перово, садом Эрмитаж, Сиреньевым бульваром. Через три года «Европарк» попросил меня вернуться уже на должность руководителя архитектурного бюро, которое создавалось под крупные объекты. Кроме собственного проектирования мы вели адаптацию иностранных проектов в России. Так, к примеру, занимались крупным проектом PARK-CITY архитектора Кох Питерсона Фокса, объектов в MOSCOW-CITY, инвестиционных проектов на Черноморском побережье. География объектов была очень большая, были объекты в Турции, Челябинске, Барселоне, Харькове, Питере, Казани, Волгограде, на Ямале. Одновременно преподавал в Тимирязевской Академии, вёл курс «Компьютерное проектирование». Но разразился кризис и первое от чего стали отказываться наши заказчики – от ландшафта. Резко упали цены на проектирование, мы остались без работы и постепенно уволились.

В это время в Минске стал создаваться институт «Благоустройства и городского дизайна». Были хорошие перспективы и интересные заказы. Однако вскоре кризис догнал и Беларусь. Сильно упали зарплаты и сократили бюджеты на объекты. Я вновь уволился и сейчас работаю сам на себя в компании единомышленников.

ПРИНЦИПЫ.  Прежде всего, вдумчивый анализ ситуации. Все решения и вся красота уже заложена в объекте. Главное найти. Главное научится растворяться в объекте. Сейчас я понимаю, что раньше занимался не проектированием, а продажей красивых чертежей. Потом понял, что красота на самом деле существует везде, не обязательно в граните и сверкающих крупномерах. Та же крапива и заплесневелые доски могут открыть поэтический мир участка гораздо ярче чем лоск туе-можжевеловых прелестей. Но подобная логика привела меня к полному творческому тупику, когда я не знал что и как проектировать. Красота, распространённая в пространстве, для меня постепенно исчезла, так как была везде. Я уже думал, что не смогу нормально проектировать, пока не понял, что этот тупик – возможность дальнейшего развития и перехода на другой уровень. Вот сейчас я абсолютно не знаю, что красиво и что нет. Все решения потеряли смысл. Поэтому проектируя, я знаю, что можно принять сто… тысячу решений и все они будут красивы, но главное найти то единственное, что необходимо данной территории. Поэтому цепляюсь за расставленные на объекте знаки. Начало движения, конец, точки остановки, висты. Вследствие чего главный принцип проектирования скорее можно назвать «ничего лишнего» и ответы на все «почему». Почему тут такой цвет – потому что это гармонирует с цветом стен, почему линия ушла в сторону – потому что мы подходим к точке раскрытия перспективы, почему тут яркое пятно – потому что это акцент для вида из окна и т.п. Ничего не должно быть «просто так» и «мне так захотелось».

Но, и подобный поход так же тупиковый. Потому что, в конце концов, главный наш объект проектирования – не территория и точки её восприятия, а человек, его сознание и ощущения. Формирование человека, его жизнь, развитие общества – вот наши основные критерии работы и основной потенциал среды.

ДОСТИЖЕНИЯ. Я постоянно участвую в различных конкурсах. Много выигрывал, но ещё больше проигрывал. Считаю, что в этом проявляется истинный творческий потенциал. Из всех побед выделяю для себя личную грамоту Джона Брукса за посёлок «12 месяцев в Заречье» и второе поощрительное место в конкурсе «Время в городе», в котором участвовало 145 участников из 47 стран. Заказов, как правило, конкурсные выигрыши не приносят, если это не тендерный конкурс, но получаешь необычайный заряд созидательного адреналина, после которого необычайно хочется работать.

ЧТО ХОТЕЛОСЬ ПОМЕНЯТЬ. Хотелось бы больше рисовать. Проектирование, встречи и согласования – занимают всё рабочее время. Времени на подачи совершенно не хватает.

 
СМЫСЛ РАБОТЫ. В получении удовольствия от процесса и результата.

ПЕРСПЕКТИВА. Работать.
 
ДРУГОЙ ПУТЬ.
Если бы не стал архитектором, стал бы хирургом. Для меня это очень похожие специальности.

 

УВЛЕЧЕНИЯ. В детстве увлекался рисунком, с 6 лет ходил в изостудию художника Мая Данцига. Родители отдали в музыкальную школу, которую я окончил по классу аккордеона. Но основными увлечениями была станция юных натуралистов, в которую я ходил долго, около 6 лет и стрелковый клуб, где я тоже достаточно долго занимался, сдавал все разряды и участвовал в соревнованиях, пока не стало садиться зрение. Любовь к оружию осталась до сих пор. Сейчас основные увлечения – зимой сноуборд, велосипед. Пока жил в Москве увлекался роликами (FSK и блэйд-кросс) и айкидо (ёсинкан). В Минске подобной секции нет, поэтому чтобы поддерживать форму я два раза в неделю я бегаю кросс после работы и, по крайней мере, два раза хожу в тренажёрный зал. Пожалуй, главное хобби – прежде всего походы. На велосипедах мы проехали около 700 км по Турции, где поднимались в сорокоградусную жару на гору 1700 м, проехали около 350км по горным районам Армении, летали с велосипедами на Байкал. С 1992 года практически каждый год ходим в водные походы на байдарках или надувных. В 1997 году собирались отправится в Непал на машинах, получили спонсорскую поддержку, связались с непальской королевской семьёй и получили гарантию и приглашение принца. Однако трагические обстоятельства – государственный переворот, не дали нам возможность осуществить подобное чудо. Ещё одно главное и особенно трагическое увлечение – рыбалка на спиннинг. Угробил на неё кучу денег, времени и только-только стал получать хоть какие-то результаты. Говорить об этом спокойно нельзя.

СЕМЬЯ. Жена – архитектор, дочь, надеюсь, будущий архитектор.

СОВЕТЫ. Отрасль ландшафтной индустрии сейчас только развивается. Заказчиков полно и конкуренции нет. Главное начните действовать!

+ Никогда не показывайте незавершенную работу.
+ Работайте только на топосъёмке. Тысячу раз себя корил за то, что доверившись заказчику, прорабам или управляющим начинал выполнять проектирование на неверных планах. Потом приходилось пересчитывать и переделывать проект.
+ Ведите журнал авторского надзора и подписывайте у заказчика каждое принятое решение!
+ Распространённая ошибка новичков - перебор решений и множество деталей. Используйте один акцент на каждую висту.
+ Меньше дёрганий. Если не убеждены в своей правоте - молчите.
+ Порой, главное не проект - а то, как вы его подаёте.
+ Участок не ограничен забором. Ему принадлежит всё видимое окружающее пространство.
+ Используйте небо.
+ Самый верный план не обязательно самый красивый
+ Проект становится законченным тогда - когда у вас появится чувство, что достаточно убрать одну линию и всё разрушится.
+ Бойтесь за каждый проект. Сколько бы вас не хвалили, это ещё не означает что вы сделали хорошо.
+ Обязательно участвуйте в конкурсах - это более менее объективная оценка вашего творчества.
+ Штудируйте учебник по строительству - прорабы пугаются цифр и ссылок на ГОСТы и СНиПы.
+ Договариваясь о дизайнерском проценте, засветитесь перед директором магазина (салона). Менеджеры уходят и приходят - директора остаются. Следующий раз получите скидку побольше.
+ Самый главный совет - проектируйте на месте, непосредственно на участке. Возьмите стол, стул, ноутбук, шнур и колышки с яркими головками, которыми будете помечать края дорожек, углы и повороты. Это десятикратно сократит время проектирования и убережёт от ошибок в масштабе.
+ Когда нет идей - включите музыку.
+ В частном проектировании представьте, что вместо вашего заказчика вы проектируйте для принца Чарльза, Элизобет Тейлор или для Карлоса Слима. Я всегда представляю, что проектирую для Уинстона Черчиля. Это ни сказывается на бюджете, но, как ни странно, сильно меняет отношение к проекту и добавляет особенное уважение к принятым решениям.
+ Старая истина - с проектом надо ночь переспать.
 


Дипломы и грамоты:

∙ Грамота Белорусского Союза Архитекторов за дипломный проект "Реконструкция и приспособление замка XIV в. в г. Лида" Минск, 1998г.
∙ Диплом Аkademii Nieswieskiej, ICOMOS IFLA и Фонда Культуры Беларуси.
∙ Диплом Аkademii Nieswieskiej знака "Treeman" за проект "Реконструкция исторического ландшафта Верхнего города в Минске". Вроцлав, 2000г.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2002" 2-е место в номинации "Элемент ландшафтного дизайна" "Проект благоустройства и озеленения территории, прилегающей к ресторану "Грин" Москва 2002г.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2002" 2-е место в номинации "Общегородские пространства" "Полифункциональный парк в г. Мытищи" Москва 2002г.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2003" 1-е место в номинации "Городские дворовые пространства" "Проект благоустройства и озеленения стилобата жилого комплекса Дон-Строй "Триумф Палас" на Соколе". Москва 2003г.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2003" 2-е место в номинации "Общегородские территории" за проект "Благоустройства и озеленения жилого комплекса Международного Университета в пос. Заречье. Кондоминиум "Двенадцать месяцев" на 340 жителей",
∙ Диплом Джона Брукса (вице-президента Союза Ландшафтных Дизайнеров Великобритании) за проект кондоминиум "Двенадцать месяцев" на 340 жителей", Москва 2003г.
∙ Благодарственная грамота администрации города Мытищи по окончанию первой очереди строительства проекта "Полифункциональный парк в г. Мытищи" 2003г.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2004" Специальный приз Москомархитектуры за работу "Проект благоустройство и озеленения Харбейского Минералогического заказника". Москва 2004г.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2005" 1-е место в номинации "Элемент ландшафтного дизайна" за концептуальный проект "Инсталляция герметизма "Миры Умберто Эко".
∙ диплом Гевина Дайрмьюда (Великобритания) за проект "Инсталляция герметизма "Миры Умберто Эко". Москва 2005г.
∙ Международный конкурс идей "Время в городе" Москва 2005г. Поощрительное второе место в за работу "Маятник Фуко", грамота академика Академии информатизации при ООН, победителя международных конкурсов архитектора Бориса Улькина.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2007" 1-ое место в конкурсе за работу "Вавилон. Проект благоустройства стилобата жилого комплекса Дипломатического Корпуса в Добрынинском переулке в г. Москве".
∙ XV архитектурный фестиваль "Зодчество-2007" 3-ье место и бронзовая медаль в смотре конкурсе объектов ландшафтной архитектуры в рамках фестивальных работ.
∙ Золотая медаль лауреата Первой Национальной премии в области ландшафтной архитектуры и дизайна "Украина квитуча 2008".
∙ Лауреат конкурса "Взгляд из дома-2008" за работу "Проект благоустройства жилого комплекса на ул. Невской в г. Сочи"
∙ В 2009 году принимал участие в конкурсе "Взгляд из дома" в качестве члена жюри.
∙ Конкурс "Ландшафтная архитектура. Взгляд из дома-2010" Лауреат конкурса за проект "Концепция плескательных фонтанов для г. Минска"


Проекты:

(1998-2000) Принимал участие в составе рабочей группы УПЗ Минскпроекта в проекте благоустройства территорий по улице Кирова, прилегающей к стадиону "Динамо"; улиц Притыцкого, Кальварийская и пр. Пушкина; благоустройства Республиканской Доски Почёта Республики Беларусь в г.Минск
(2000 - 2001) Благоустройство территории улицы Матросова в г. Салехард (у Департамента Природных Ресурсов Ямала-Ненецкого Автономного Округа)
(2001 - 2009) ЦПКиО Мира в г. Мытищи; стадия "П", "РД", авторский надзор
"Аллея Почётных Граждан" в г. Мытищи; стадия "П", "РД"
Благоустройство и озеленение территории посёлка "Двенадцать месяцев"; стадия "Э"
Благоустройство и озеленение территории стилобата жилого комплекса "Триумф Палас" - "Карельский ландшафт"; стадия "Э", "РД"
Благоустройство и озеленение территории ресторана "Грин" (Кутузовский пр. 12); стадия "Э"
Благоустройство и озеленение территории сквера по Брюсову переулку, стадия "П"
Благоустройство и озеленение территории частной резиденции Республики Татарстан Минтимера Шаймиева (г. Казань) стадия "РД", авторский надзор
Сквер ЭНЕРГИЯ по Прибрежному проезду стадия "РД"
Благоустройство и озеленение территории частной резиденции депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ и члена комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Александра Аристов. (г.Челябинск) стадия "РД", авторский надзор
Благоустройство и озеленение территории сквера "Погибшим в Афганистане" у станции метро Перово (с первой очередью строительства - у памятника "Непогребенным") стадия "РД"
Детский игровой городок в Серебряном Бору, стадия "П"
Благоустройство и озеленение территории въездной зоны в посёлок Рублёво-2 (под руководством Хомякова А.И.), стадия "Э"
Благоустройство и озеленение территорий у жилых домов на ул Троицкой, Воздвиженка, Вешняковская и Барыковском проезде, Добрынинском переулке (Дипломатический корпус) в г. Москве, у жилого дома на ул. Пушкина в г. Ростове, стадии "П"
Благоустройство и озеленение территории Харбейского минералогического заказника, стадия "РД"
Благоустройство и озеленение территории пансионата в Турции, стадия "Э"
Концепция планировочной структуры президентского дворца в г. Душанбе (под руководством Хомякова А.И.)
Концепция планировочной структуры благоустройства территории стадиона им Кадырова в г. Грозном (под руководством Хомякова А.И.)
Концепция планировочной структуры благоустройства территории парка ЦПКиО в г. Пушкино
Благоустройство офисного здания на перекрёстке улиц Тверская и Бол. Грузинская, стадия "П"
Концепция планировки парка Дружбы в г. Москве
Реконструкции прибавочного парка Останкино, стадия "РД"
Реконструкция "Сада Эрмитаж", стадия "Э",
Капитальный ремонт территории Сиреневого бульвара в г. Москве, стадия "РД"
Проект озеленения территории "Москва-Сити" у башни Тысячелетия и моста "Багратион", здания администрации Москва-Сити по 1-му Красногвардейскому проезду, стадия "РД", авторский надзор
Концепция благоустройства территории Клуба Ветеранов Внешней Разведки (КВВР) на Ходынском поле
Концепция планировочной структуры посёлка "Тедюсуар" г. Истра
Концепция планировочной структуры посёлка "Конча-Заспа" г. Киев
Концепция планировочной структуры посёлка "Лукойл" Новорижское шоссе, подмосковье
Благоустройство и озеленение территории жилого комплекса "Коралл-Хаус" в г. Лазаревское стадия "Э"
Благоустройство и озеленение территории элитного жилого дома "Сани-хиллс" в г. Сочи стадия "Э"
Благоустройство и озеленение территории бульвара по ул. Молодцова в г. Москве, стадия "РД"
Разработка схемы комплексного благоустройства дворовых территорий района Даниловский (зона2) в г. Москве, стадия "РД"
Концепция планировочной структуры дачного посёлка 72 га в Смоленская обл
Концепции планировочных структур жилых посёлков для компании "COALCO"
Благоустройство и озеленение территории котельной в Заречье, стадия "РД"
Благоустройство и озеленение территории котельной в Одинцова, стадия "РД"
Благоустройство и озеленение территории колледжа им. С.Я. Маршака 13 по ул. Бол. Академическая, Москва, стадия "РД"
Благоустройство и озеленение территории сквера с источником по пр. Победителей и ул. Дрозда, Минск стадия "РД"
Эскиз планировочной структуры жилого посёлка под Домодедово 198 га.
Концепция территории парка развлечений при гостинице "Laagna", Лаагна, Эстония
Благоустройство и озеленение территории "Музея истории и культуры Московской области", Истра. стадия "Э"

Благоустройство и озеленение частных резиденций в г. Барселона (Испания), в г.Харькове (Украина), в Волгограде, Челябинске, в Подмосковье, под г. Минском.
Принимал участие в адаптации проектов благоустройства английской компании "LIFE JOY" для комплекса "Парк-Сити" г. Москва.

Интервью взял: Александр Жуков
18-01-2011

©  Ландшафтная отрасль
Информационно-аналитическое издание для профессионалов
box@landustry.ru | Telegram