Дзенский сад в Яхроме | Ландшафтная отрасль журнал Ландшафтная отрасль

ДЗЕНСКИЙ САД В ЯХРОМЕ

Беседовала Елена Пустыгина

Почти два года в подмосковной Яхроме существует ретритный центр, украшением которого стал сад, выполненный в стилистике китайского ландшафтного искусства. Автор «Сада радости» – такое название носит это красота – московский ландшафтный дизайнер Надежда Москвина. Увлечение китайской культурной традицией, частые путешествия по Китаю, 20-летний опыт работы в ландшафтном дизайне помогли Надежде создать практически аутентичный китайский сад, в котором этнические китайцы чувствуют себя как дома.

О технологиях и тонкостях создания, о китайской философии, ожившей в «Саду радости», о карпах кои и купательных водоемах в китайском саду Надежда рассказала во время длинных переездов с одного объекта на другой. Другого свободного  времени у нее просто не было!

КОРР.: Надежда, «Сад радости» в Яхроме -  доминанта архитектурного комплекса, островок китайской аутентичности в Подмосковье. Вы специально где-то изучали приемы создания и стилистику китайского сада?
Н.М.: Специально не изучала, но волею судьбы мне посчастливилось очень много путешествовать по разным провинциям Китая, особенно в провинции Фуцзянь городе Уишань, по другим старым городам, монастырям и паркам… И эти путешествия оставили неизгладимые впечатления и понимание принципов китайских садов. Все китайские сады построены на основе классических законов китайской садовой архитектуры: внутренние дворы, уединенные зоны, отдельные кабинеты для созерцания какого-то определенного объекта или явления. В одной зоне можно созерцать восход, в другой - полную луну.

КОРР.: Сад в Яхроме создан по классическим каноном китайского сада, на какие комнаты он разделен?
Н.М,: Прототипом «Сада радости» в Яхроме стал одноименный сад в Шанхае, частный классический сад Китая. Название его означает «Сад Радости», или «Сад Неторопливого Отдыха», сад, созданный чиновником в подарок своему престарелому отцу…
Он занимает 4 Га, и состоит из 25 различных пространств и кабинетов. Сад в Яхроме состоит всего из двух. Первый кабинет, или отдельное пространство, визуально отделенное от соседнего  – это сад созерцания камней, второй – сад водной стихии с водоемом, где живут китайские карпы кои. Сад созерцания камней воплощает собой статичность, неподвижность, надежность и вечность, монументальность, сад водной стихии – воплощение текучести, влажности, подвижности.

Сад построен на контрасте созерцания противоположных стихий. Находясь в нем, ты понимаешь, что вечность и изменчивость всегда относительны, рядом, они переплетаются, сосуществуют и являются базовыми составляющими нашей жизни. Сад нашего ретритного центра, как и любой монастырский сад, призван в первую очередь направить внимание человека вглубь себя, через созерцание вечных стихий природа ума очищается, поток мыслей замедляется и человек проще может увидеть свою истинную природу…

В нашем саду в оригинальной китайской беседке представлена стихия огня, где у живого огня любой человек может созерцать пламя и ощутить тепло…Элемент земли, дерева представлен скромными минималистическими островками среди белой каменистой отсыпки.  Отражение этих элементов лежит в основе любого китайского сада или парка. В больших китайских садах есть специальные кабинеты для любования луной, кормления карпов, любования цветением лилий и т.д.

КОРР.: Какие технологии вы использовали, создавая каждую комнату Сада радости? Каковы принципы создания комнаты любования камнями? Много ли там использовано растений?
Н.М.:  В классическом китайском саду не используется большой ассортимент растений. Базовыми являются хвойные культуры, так называемые бонсаи – формованные, созданные многолетним ручным трудом - стрижкой – представители хвойной породы. Это может быть можжевельник или горная сосна. В древнем Китае , это искусство развивали и буддисты, которые считали, что человек, выращивающий бонсай, приравнивается к богу, потому что в их видении мир выглядит как сад Будды, где он садовник,  поэтому  в каждом монастырском саду  часто можно видеть монахов, созерцательно состригающих с бонсая лишние веточки и иголочки…Сейчас это занятие доступно каждому человеку, создавшему у себя китайский садик.

Как правило, в композициях сада камней присутствует японский красный клен и бересклет. Эти два растения создают яркую красную изюминку китайского сада в осеннее время. В остальное время года сад не должен быть пестрым. В классическом китайском саду не бывает ярких многолетников или цветистых роз. Основной принцип китайского сада – минимализм, это зеленые хвойники, мох, и немного красного оттенка для осеннего любования переходом из лета в зиму.

КОРР. : Бонсаи каких пород использованы в Саду радости в Яхроме?
Н.М.: Сосна обыкновенная, она наиболее неприхотлива и зимостойка в нашем климате. Хороша горная сосна, можжевельники. Другие породы сосны красивы, но могут не выдержать наших зим. Очень жалко бывает проделанной работы, когда через несколько лет высаженное в китайском саду хвойное растение теряет свою декоративность, у него высыхают ветки или оно пропадает вовсе. Поэтому горная сосна, сосна обыкновенная, можжевельник – они проверены и практически всегда сохраняют свой облик и создают нужную декоративность. Очень хорошо зарекомендовали себя бонсаи лиственных пород. В китайской традиции их использовали не так часто. Но в России они показали себя с очень выгодной стороны и сегодня используются довольно часто. Прекрасно смотрится в китайском саду бонсай из боярышника! Он очень красив осенью, когда приобретает ярко алую окраску, к тому же он обладает уникальной зимостойкостью. Бересклет – тоже хороший вариант. Бонсаи этого кустарника – еще более эффектны. Но раз в 3-4 сезона он может подмерзать и иногда поражается вредителем. В этом смысле боярышник – более выигрышный, я бы сказала, уникальный вариант для использования в создании китайского сада в России. У меня есть успешный опыт работы с бонсаем из лиственницы. У нее очень эффектная осенняя окраска, и ярко-нежно зеленые весенние почки. Бонсай из нее невероятно украшает композицию: весной – нежно зеленые почки, летом яркая листва, осенью – красивый золотистый цвет. И очень важный момент – лиственница крайне зимостойка, неприхотлива в нашем климате.

КОРР.: Но ведь лиственница опадает зимой? Это не портит впечатление от сада?
Н.М.: Не портит, у лиственницы в бонсае очень плотная крона из ветвей, которая сохраняет изящную форму, созданную при стрижке. И в этом есть своя прелесть, своя эстетика. И лиственница как нельзя лучше соответствует принципу, на котором строится китайская ландшафтная архитектура: все в жизни меняется, обновляется, поэтому отсутствие листвы зимой, нарастание летом, умирание осенью – это важные моменты для понимания дзенского сада. Я рекомендую зимой украшать опавшую лиственницу небольшими гирляндами, что создает особый колорит композиции. Это не в китайской стилистике, но иногда можно позволить себе эстетическое отступление от канона! И в Саду радости в Яхроме мы тоже этот прием используем.

КОРР.: Китайский сад – это игра объемов, форм , высот. В этом смысле как вы формировали композицию сада в Яхроме?
Н.М,:. Я не делала перепада высот, просто разделила пространство белой стеной и сделали акценты объемными камнями. Разделение комнат белой стеной с проходом в ней – лунными окнами – традиционный прием китайской ландшафтной архитектуры. Эта белая стена задает и вертикаль, которая режет пространство на нужные участки, и прекрасный белый фон, на котором шикарно смотрится и любой камень, и любой бонсай, и красный клен на белой стене по осени смотрится просто волшебно! Это простой, но очень эффектный прием, который китайцы применяли для создания дзенских садов особенно при монастырях.

Камни играют огромную роль в китайском саду . Из них создают искусственные гроты, водопады, огромные каменные равнины и скалы. В Шанхайском «Саду радости» из камня созданы огромные скалы . В Яхроме сад небольшой, поэтому скалы там были бы неуместны, но камни там есть. Туда привезено несколько тонн очень эффектного светлого камня, известняка,  который в России продается под названием эльбрус . Это известняк из Приэльбрусья, очень пористый с большими природными отверстиями. На него, согласно китайской традиции, высаживают мхи и почвопокровники. Примечательно, что в шанхайском «Саду радости» использован точно такой же камень, как в Яхроме. Впечатление, что мы брали их из одно и того же места! Я довольно давно использую эльбрус в ландшафтном дизайне, и для меня было большим удивлением и радостью увидеть его в аутентичном китайском саду!

КОРР.: Есть ли каноны, которые диктуют определенные размеры и расположение камней относительно друг друга?
Н.М.: Расстановка камней подчиняется определенному принципу . Нельзя вывалить самосвал камней, которые лягут неприглядной кучей. В дзенских садах камней немного – бывает 2-3 камня, которые несут большой смысл. Имеет значение расстановка относительно друг друга, относительно точек созерцания. Каждый камень в китайском саду играет символическую роль. Камни располагаются на определенном расстоянии друг от друга. Их высота относительно друг друга тоже имеет огромное значение.

КОРР: Конкретно, какие законы размещения камней существуют и как они работают?
Н.М,: Это зависит от масштаба композиции. Все пропорции выстраиваются относительно конкретного пространства. Есть комнатные китайские садики, которые сделаны на очень маленькой площади: есть карликовый бонсай и лежат три камня, и создан он на тех же принципах, что и большой дзенский сад. Если упрощенно сказать,  при создании китайского сада используется принцип неправильного треугольника. Это композиция из 3 камней, один занимает главенствующее положение – он наиболее высокий, и два камня, которые лежат от него на разных расстояниях, причем самый дальний должен быть и самым маленьким. И все они полностью зарыты в землю. Это основополагающий принцип размещения камней в японском и китайском  саду. Камни могут располагаться группами, их может быть не три, а больше, но обязательно это должно быть нечетное количество. В композиции может быть использовано много камней в виде гряды. Такой прием меньше распространен в дзенских садах.  Более характерен для них   принцип минимализма , поэтому чаще можно видеть большую площадку, засыпанную мелким кварцевым песком, и на ней стоит один или максимум три камня в очертаниях неправильного треугольника . И этого уже достаточно, чтобы человек мог созерцать и медитировать рядом с этой композицией.

КОРР.: Какой смысл в дзенском саду несет белая стена?
Н.М.: И стены, и проходы через них могут быть совершенно разные. Проход может быть круглый, овальный, я встречала даже в виде звезды. Они символизируют возможность выхода человека в новый мир, избавление от груза старых кармических отпечатков, и обретение новых качеств, которые прежде ему были не свойственны. Это переход к себе новому. У этого приема есть прикладной подтекст: через стену никогда не видно следующую комнату целиком , а видно только её фрагмент. Прием обеспечивает загадку, интригу : а что там за стеной? Входя в нее, ты сравниваешь свои образы-догадки с тем, что есть в саду на самом деле.

КОРР.: А в чем смысл белого цвета? В дзенских садах используют белый камень, белые стены?
Н.М,: Белый цвет – прародитель всех цветов, основа основ. Созерцая белый цвет, человек может развивать творческое воображение, при этом белый цвет ничего не навязывает извне. Важно создать для человека чистую внутреннюю поверхность, на которой он сам создает  образы. Другие цвета создают определенную зависимость от себя, диктуют настроение, а этого не должно быть в китайском саду.

     С точки зрения ландшафтной на белом цвете лучше всего смотрятся природные естественные зеленые элементы: бонсаи, камни, тонкие веточки тростника, и цветение лилий в водоеме.

КОРР.: Какие технологии вы использовали при создании второй комнаты сада в Яхроме – сада водной стихии?

Н.М : Назначение сада водной стихии в китайской традиции – созерцание подвижности. Самая подвижная стихия, согласно китайской философии, вода. Поэтому в любом китайском парке есть водная зона, она включает элементы текущей воды – водопад, и зеркальную поверхность воды , которая  отражает элементы сада. Отражение – важный аспект китайской философии, который обязательно присутствует в китайских садах. Во многих буддийских течениях отражению придается большое значение: весь мир – это наше отражение! И это сочетается с демонстрацией перманентной изменчивости мира, которую символизирует бегущая вода. Этот принцип единства, казалось бы, взаимоисключающих друг друга понятий заложен в планировке классического китайского водоема.

   Водоем в «Саду радости» в Яхроме включает три зоны: зона мелководья и регенерации  - здесь живут водные растения, и происходит процесс очищения воды, зона средней глубины, где  в летнее время живут карпы кои  и некоторые водные растения и  зона глубоководья , около 2 м, где есть возможность в жаркие дни окунуться и поплавать, а так же зимует наша рыба, третья зона, где происходит аэрация воды. Надо подчеркнуть, что в традиционных китайских садах зоны купания не было. Здесь я решила отойти от традиционного канона. И этот прием успешно использую в других своих  проектах. Половина пруда в Яхроме создана по принципу купательных водоемов. Кстати говоря, окунуться в него можно в любое время года, и зимой после бани купательная часть водоема особенно востребована.

КОРР.: Какие растения использованы для создания водоема, требуют ли они большого ухода, как ведут себя зимой?
Н.М,: Важный принцип  ландшафтного водоема в том, чтобы созданный однажды с подобранными растениями , он жил своей жизнью, растения не надо было бы ни вынимать, ни перемещать, ни укрывать. Весь секрет в том, что водные растения нужно один раз грамотно выбрать и посадить. Существует большой выбор водных растений: от водных лилий , которые в наших условиях заменяют китайские лотосы. Лилии у нас прекрасно зимуют, только они должны быть посажены на глубину не менее 80-100 см. Достаточно их один раз посадить в правильный грунт, не в горшок! Оставлять водные растения в горшках – это ошибка. Корневая система не может долго находиться в замкнутом пространстве , водным растениям нужны полноценные посадочные места. Мы сделали террасу для посадки водных растений , заполнили специальным илистым плодородным грунтом с большим количеством глины, которая не дает грунту размываться. Растения высаживаются  и грунт  в воде прикрывается мелким камнем. Растения более высокой глубины расположения – камыши, ирисы, осоки, высаживаются на глубине в  10-40 см. Для них тоже выстраивается специальная терраса, вносится специальный грунт и тоже накрывается слоем камней , спасающих почву от вымывания. Правильно посаженные растения, разрастаясь, обеспечивают биологическую очистку воды. Они корнями забирают из воды максимальное количество органики и таким образом очищают ее. Это основное условие для биологического баланса водоема. Растениями должно быть занято не менее 30%  его площади, тогда в нем будет обеспечена правильная циркуляция органических остатков и сохранен биологический баланс.

КОРР.: Сколько сортов растений высажено в водоеме Сада радости? Есть уникальные, или все они общедоступны?
Н,М,: Использованы несколько видов водных ирисов, один из них привезен из Франции , из сада Клода Моне,  а другой из дзенского монастыря в Японии , три вида осок, осока метельчатая , пальмовая и черная,  разные виды  камышей, потрясающее растение с русским названием – одолень трава. В голодные и засушливые годы эти кувшинки были единственной доступной пищей для русских крестьян. Все растения в китайской стилистке, все приобрести можно в потрясающем питомнике водных растений Александра Марченко. Владелец питомника создал коллекцию из 70 видов ив… Уникальный питомник по ассортименту и разнообразию водных растений. Аналогов в России я не знаю.

КОРР.: В водоеме Сада радости в Яхроме живут карпы кои, как они себя там чувствуют? Как переносят подмосковную зиму?
Н.М.: Говоря народным языком, не так страшен черт, как его малюют. Есть распространенное мнение, что карпы в искусственном водоеме – это очень сложно, хлопотно и затратно, что карпы у нас не зимуют, что им нужна вода не холоднее +15 градусов. Это не так! Убедилась в ошибочности этих утверждений на собственном опыте, когда выпустила карпов в тогда еще не очень профессионально выполненный собственный водоем. Карпы живут в нем уже 15 лет! Для того, чтобы рыба   комфортно себя чувствовала и хорошо росла, нужно всего два условия: глубина водоема должна быть не меньше 1,5 метров, лучше 2. Глубина промерзания льда в нашем климате –не больше 40 см, до дна он не промерзнет. Второе условие – наличие в водоеме полыньи – для постоянного поступления кислорода в воду, для рыбы важна не столько температура, сколько наличие кислорода в воде. Тогда рыба себя прекрасно чувствует.

КОРР.: Текущая вода – небольшой водопад – это тоже традиционный элемент водоема в китайском саду?
Н.М.: Водопад действительно обязательная часть водоема. Его назначение не столь декоративное, хотя многие думают, что он создается для красоты. В первую очередь его назначение функциональное. Он обеспечивает циркуляцию воды. В зоне водопада вода перемешивается и возвращается обратно в водоем, насыщая его кислородом и делая температуру одинаковой во всем водоеме. Это одно из важных условий правильного функционирования водоема. Стоит подчеркнуть, что водопад подключается к системе фильтрации: практически каждый водопад оснащен специальным  фильтром , в котором есть  ультрафиолетовая лампа для фильтрации воды, отсек , где расположены особые бактерии, поглощающие органические вещества . У водопада важная функциональная роль и несомненно замечательная декоративная. Созерцание текущей воды возвращает человека в душевное равновесие, помогает привести в порядок мысли и чувства. Водопад в том или ином виде – желанный элемент проекта для людей, для которых я создавала сады.

Для китайской философии понятие изменчивости мира – важная позиция, и в китайском водоеме его символизирует как раз водопад. Безусловно, водопад - излюбленный элемент китайского водоема, я наблюдаю, какие позитивные эмоции испытывают мои клиенты, которые не побоялись включить в проект водоем с водопадом! Созерцание бегущей воды – яркое переживание, одна из самых приятных медитаций!

КОРР.: Какие технологические секреты при создании водопада нужно учитывать, какие сложности могут возникнуть?
Н.М.: Их не много! Фильтры для купательных водоемов крайне просты в обслуживании. Они отличаются от тех, что устанавливают в плавательных бассейнах. Эти фильтры хлорируют, аэрируют , специально насыщают воду кислородом.  У фильтров для купательных водоемов таких функций не предусмотрено. Разумеется, важно, чтобы были хорошие технические возможности для обеспечения электричеством . Минимально и обслуживание: нужно 2-3 раза в сезон почистить механические фильтры, они просто промываются и сразу  возвращаются на свое место. Один раз весной необходимо засыпать специальные бактерии, поглощающие органические отходы в воде,  в продаже  этот набор можно найти под названием «Стартовый набор для запуска водоема».

КОРР.: А как зимой, фильтр нужно убирать? Работает ли водопад в зимних условиях?
Н.М.: Фильтр устанавливается однажды на все время функционирования водоема, убирать его не надо. Но насос конечно надо выключить и убрать, поэтому водопада в садах зимой в наших широтах вы не увидите. Все, что нужно для обеспечения водоема зимой, это аэратор, который насыщает воду кислородом и не дает замерзать полынье . Он специально создан для того, чтобы круглый год обеспечивать пруд кислородом.И камни, и растения прекрасно сохраняются зимой подо льдом. Поэтому сливать, укрывать либо производить другие манипуляции для их сохранности не надо.

КОРР.: А что собой представляет аэратор?
Н.М.: Это простое устройство , воздушный насос ,устанавливается на берегу и в водоем от него спускается шланг  на дно к  специальному камню, из под которого появляются  пузырьки воздуха. Многие знакомы с этим устройством по домашним аквариумам для рыбок.

КОРР.: Надежда, водоемы – ваша излюбленная тема. Сколько водоемов за свою практику вы создали? Прижились ли они на проектах? Известно, что ландшафтные дизайнеры трепетно относятся к своим проектам и следят за их судьбой!
Н.М : Наша студия «Сад радости» выполнила достаточно проектов с водоемами, среди них не много купательных, таких как в саду в Яхроме. Люди думают, что купательный и декоративный водоемы не могут совмещаться. Мой опыт показывает, что это заблуждение. Совместить их довольно просто, надо просто знать, как. Все чаще нам удается уговорить владельца участка не тратиться на создание традиционного бассейна с заливкой бетоном, облицовкой дорогой плиткой и т.д.  Вот такой водоем как раз и нужно сливать на зиму, чтобы зимой он не начал разрушаться.  Я – сторонница декоративных купательных водоемов, которыми можно пользоваться и зимой для того, чтобы окунуться во время банной процедуры или просто заниматься в нем моржеванием!
Есть еще одни важный аргумент в пользу купательного водоема в саду. По факту он обходится в 2 раза дешевле, чем традиционный бассейн.

КОРР.: Надежда, вернемся к Саду радости в Яхроме! Есть ли сегодня возможность создавать такие сады без особых проблем с материалами, растениями и т.д.? В сравнении с европейскими садами возведение такого объекта дороже или дешевле?
Н.М.: Китайский сад создается в стилистике минимализма, и бюджет для его создания можно назвать минималистичным: не надо много растений, не нужен большой уход. ПО большому счету, это несколько камней, немного хвойников и отсыпка белой галькой и минимум ухода. Чего не скажешь о европейском саде, в котором, например, живая изгородь требует регулярной стрижки, цветники – регулярной прополки. Но наша европейская ментальность чаще склоняет нас к созданию европейского сада с розами, цветниками, цветущими кустарниками. Китайская традиции постепенно заходит в наши сады: кусочками, элементами, небольшими зонами для релакса и медитации. Для отделения  таких уединенных зон сегодня стали использовать стриженые живые изгороди. Они никогда не были свойственны традициям китайского садового искусства, видимо, мы наблюдаем соединение традиций, что вполне допустимо, когда это сделано со вкусом и доставляет эстетическое наслаждение при созерцании таких проектов.

КОРР.: Насколько аутентичен сад, могут сказать носители той культуры, в стилистике которой сад исполнен. Сад радости в Яхроме посещали этнические китайцы? Какова была их реакция?
Н.М.: Были и не раз! Приезжали продвинутые мастера, по цигун,  каллиграфии  и фен-шую,  которые проводили у нас ретриты. Мне очень интересна была их обратная связь. Те, с кем мне удалось об этом поговорить, отмечали, что очень атмосферно и похоже на маленькие китайские городки…Один просто сказал, что если не выходить за пределы комплекса, он чувствует себя как дома в Китае.


©  Ландшафтная отрасль 
Информационно-аналитическое издание для профессионалов отрасли
Телефон: +7 (495) 131-0015 | Почта: box@landustry.ru