ЗАКАЗЧИК И ИСПОЛНИТЕЛЬ В ЛАНДШАФТНЫХ РАБОТАХ
Александр
Жуков
ландшафтный архитектор
Как найти исполнителя, где можно сократить расходы, а где лучше не экономить. Видимо, самым дешевым вариантом будет все сделать самому - пройти обучение или почитать книжки/журналы, потом нанять рабочих и за несколько лет озеленить свой участок. Но тут выявляется основная проблема - вы не обладаете реальным опытом, а полученные знания всего лишь малая часть успеха. В итоге, каждый год придется что-то перекапывать, удалять, менять и т. п., что больше похоже на огородничество, такой вариант мы не рассматриваем.
ПРОЕКТ. Проектирование - это основа участка, его фундамент. Грамотно сделанный проект - это красота и удобство сада, отсутствие переделок в будущем и излишнего ухода за растениями. Постарайтесь не экономить на проектировании, лучше сделать один раз - хорошо, чем переделывая, совмещая и втискивая дополнительные элементы в сад. Если сравнивать со строительством, то хорошо сделанный фундамент - основа будущего дома, проблемы фундамента будут отражаться на общем состоянии всех работ.
Ландшафтные фирмы предлагают различные варианты, от эскизного проектирования, до
рабочего. Отличие их в том, что эскизное проектирование - это некий набросок
сада без детализации элементов, а рабочий проект это уже рабочие чертежи по
которым в теории, может любой сделать сад. Как правило список такой:
- Генплан (общий вид, вид сверху)
- План озеленения, его еще называют дендроплан (размещение растений на
плане) + посадочный чертеж (места посадок)
- Цветники: детализированная схема размещения, перечень, эскизы.
- Эскизы видовых зон, планировки, элементов, строений
- Дорожно-тропиночная сеть: подбор материала, рисунка и т.п.
- Вертикальная планировка
- Освещение, места размещения светильников
- Водостоки (ливнестоки) с крыши
- Система полива
- Схема дренажа
- Смета
- Иные чертежи при необходимости: чертежи беседки, строений, различных
элементов
В принципе, этот список может быть как
дополнен, так и сокращен. В каждом случае, перечень документов индивидуален и
определяется соглашением между исполнителем и заказчиком.
Цена проекта. Стоимость проектирования в Москве различна: от 1000 рублей и до бесконечности за сотку (100м.2.), верхнего предела нет. Я бы предложил ориентироваться на суммы от 8 000-10 000 рублей за сотку, за стандартный проект участка 10-15 соток. Чем больше количество соток, тем легче выходить на договорную стоимость без привязки цены к сотке. Цена проекта не гарантирует качество. Не обязательно, чем дороже проект, тем качественнее и интереснее будет ваш сад.
Заказчики часто заказывают только проект сада, а работы выполняют сами или с привлечением подрядчиков. Я бы не рекомендовал так поступать по следующим причинам:
Во-первых, проектные работы и реализация проекта - это неразрывные части одного целого. Потому как дизайн сада, в отличие от строительства, это не статичный процесс, где все заранее предопределено. Часть идей появляется на участке, постоянно приходится что-то дорабатывать и корректировать по ходу строительства сада. Бумажный проект сада - это 80%, остальные 20% - работа дизайнера и команды "в поле".
Во-вторых, поставка
материала. Бывает и так, что искомого сорта/вида растения нет в наличии,
приходится частично переделывать проект. Когда заказчик заказывает сам, то в
случаях отсутствия, продавец предлагает товар на замену, который с 100%
вероятностью не будет подходить к проекту. Обычно по таким мелочам не
задумываются. Ну а то что другой сорт может быть другого цвета, другой высоты
или не переносить условия произрастания по проекту никого не волнует.
В-третьих, посадка растений. Хотя дендроплан и делается достаточно
информативным для посадки, но человеку, неразбирающемуся в посадочном материале,
довольно сложно правильно расставить и посадить растения в соответствии с
задумкой. Часто при посадках что-то корректируется, и только тот, кто
разрабатывал проект может грамотно внести изменения в проект.
Если нет желания и возможностей обращаться к услугам фирмы по реализации проекта сада, то я бы рекомендовал воспользоваться услугами авторского надзора. Это не позволит испортить изначальную идею, заложенную в проекте. Смысл в том, что дизайнер выезжает на объект и контролирует выполнение работ на соответствие проекту. Оплата, как правило, почасовая или договорная на весь объем работ, редко - процент от сметы.
Количество эскизов. Некоторые фирмы предлагают два или три эскизных варианта, некоторые только один - это дело вкуса и веры. Авторские мастерские обычно предлагают один эскиз - "от шеф повара", видение сада заказчика.
Если проект и воплощение будет делать одна фирма/дизайнер, то детализация проекта не особо и нужна - все узлы и элементы будут согласовываться по ходу строительства, поэтому многие чертежи и схемы не понадобятся или делаются бесплатно уже по факту.
Оптимальное время проектирования - сентябрь - март, так как это время не занято полевыми работами на участках и есть возможность спокойно сосредоточится на проектировании.
КАК ВЫБРАТЬ ИСПОЛНИТЕЛЯ. Вариантов масса от интернета, рекомендаций соседей, объявления на дереве и т.п. Если вам нужен хороший сад, а не простое понатыкивание туй вдоль забора и газон, то выбирать исполнителя нужно с умом. Я бы ориентировался на садовые фестивали.
В Москва такие фестивали:
Moscow Flower Show в
МУЗЕОНЕ //
flowershowmoscow.ru
"Сады и Люди" на ВДНХ //
sadiludi.ru
Можно посмотреть на
что способен дизайнер/фирма - полет фантазии, работа с материалом, сложность
конструкции, качество исполнения и место, полученное на конкурсе.
Участие в фестивалях для дизайнера довольно затратное и сложное мероприятие -
необходима четкая организация труда, логистика, умение работать в жестких
временных и погодных условиях. И,
если вам понравился сад, устраивает стиль и качество работы, то "надо брать" не
раздумывая!
С КЕМ ЛУЧШЕ НЕ РАБОТАТЬ.
1. Если у фирмы/частника нет сайта. В век космических технологий не сложно сделать небольшую страничку о себе в интернете и наполнить ее информацией. Отсутствие сайта - это показатель небрежности и наплевательского отношения к клиенту.
Иногда первая страница написана не для клиентов, а для роботов поисковых систем, что бы при наборе определенных слов на поисковых сайтах выдавать ссылку на первых страницах поиска - я бы от таких исполнителей бежал подальше.
2. Со строительными организациями (отделы озеленения) - каждый должен заниматься своим делом.
3. С друзьями/родственниками - это исключительный случай, если нет денег, но в любом случае, случись что, с кого вы будете спрашивать ? В дальнейшем, это грозит родственными разборками, а это нарушает сложившиеся товарно-денежные отношения заказчик-исполнитель.
4. С фирмами, которые занимаются не только садовым дизайном, но и пошивом валенок, производство и продажей инструментов, дизайном помещений, т.е. всего понемногу. Конечно, приятно работать с дизайнером, который оформлял интерьер коттеджа, но озеленение это другая реальность, со своими подводными камнями.
5. С фирмами, торгующими посадочным материалом. Основной оборот этих фирм - продажа растений, соответственно проект и дальнейшее сотрудничество будет строится на продаже как можно большего количества растений. В таких фирмах отдел проектирования достаточно слаб и ожидать от него шедевра маловероятно.
6. Свободные бригады. Этот
вариант намного дешевле, чем обращаться в фирму, но кто будет нести гарантию и
сервисные функции? В крайнем случае их можно задействовать на отдельные
виды работ, но только под контролем дизайнера.
Вышеперечисленные пункты это не аксиома, а некие рекомендации.
Несколько строк о дизайн - студиях. Не стоит пугаться, если у компании нет
офиса, как правило 99% работы проходит "в полях" и большинству дизайнеров/фирм
нет необходимости платить дополнительные деньги, да и на качестве работ это ни
коем образом не отражается.
Качество работ и внимание к вам, как к клиенту не зависит от
уставного капитала или оборота компании, а так же не зависит от количества
работающего персонала, расположения и оформления офиса.
Теперь несколько слов о деревьях и кустарниках, качественные растения - это
половина успеха. Оптимально, что бы посадочный материал был из известных и
зарекомендовавших себя питомников. Крайне нежелательно экономить на этом.
Растение не может стоить копейки, что бы его вырасти надо произвести множество
действий, и затратить много ресурсов, только выкопанное из леса дерево или куст
может стоить дешево - транспортные расходы + выкопка + наценка. Лучше взять
небольшую кондицию, чем покупать высокое растение, из непонятного места.
как правило, дизайнер/фирма продает посадочный по ценам питомника + процент на
посадку и гарантию.