журнал Ландшафтная отрасль
ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ И СТРОИТЕЛЬСТВЕ ВЫСТАВОЧНОГО САДА
Фестивальный или выставочный сад так же, как и обычный сад строится согласно общим правилам садоводства - растения подбираются и компонуются согласно условиям произрастания, колористике и композиционно. Если сад в тени, то надо сажать теневыносливые растения, если солнце - соответственно. Нельзя в одном цветнике совмещать рядом растения, растущие в разных условия. 

Смысл фестивального сада показать посетителям возможности сочетания различных растений, архитектуру сада, красоту растений, новые технологии или решения. Нельзя прийти на фестиваль еды и пить вместо пива воду, а закусывать крашенным пенопластом.

Мы любим писать тексты к саду о чем-то туманном, а надо просто своими словами написать для кого создан этот сад. У любого сада есть функции, для чего он создан. К примеру, городской офисный сад, создан для отдыха сотрудников и перечислить важные моменты - почему к примеру, тут посажены растения, почему выбраны эти растения, где люди отдыхают и так дале. Посетителю ваше повествование не интересно, вы не на творческом вечере писателей, вы ландшафтный дизайнер! Выражайте свою идею не в текстах, а посредством архитектуры и растений. Хорошо сделанный сад не нуждается в детальном описании, он сам по себе гармоничен. Посетитель даже без прочтения глубокомысленных измышлений о вечном получает удовольствие от сада, а уже потом читает ваше описание, но никак не наоборот.
ЛАНДШАФТНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРОГРАММАХ
Ещё с тех пор, когда даже профессионалы спорили о том, есть ли у него будущее и можно ли с помощью компьютерных программ передать живую природу, чувства и линии, рождённые в голове дизайнера, или это можно сделать только при помощи ручной графики – карандаша, акварели и тонких отмывок. Так вот: оказалось не только можно, но и этот вид проектирования стал одним из обязательных условий для любого более-менее серьезного предложения по дизайну благоустраиваемой территории, презентации или для участия в конкурсе.

Разработчики программ и моделей создали такие редакторы и программные комплексы, с помощью которых можно получить практически реальную среду проектируемых объектов, с которой можно делать фотографии или записывать видеоролики, причём в разные сезоны и в разное время суток, включая или выключая размещённые источники освещения. Также можно виртуально прогуливаться или облетать проектируемый участок с разных сторон, заменяя одни растения другими, менять материалы мощения, отсыпок, облицовок, переставлять элементы дизайна и декора.

Попробую вкратце рассказать об этом процессе, так как для полного обзора существующих на рынке софта предложений нужно очень много времени и опыта работы с ними. Чтобы передать первичное представление о разных программных продуктах я попробую объединить их в некие функциональные группы.

Итак, первый этап, с которым сталкиваются все проектировщики – это чертежи и планы; тут споров было меньше всего, так как скорость, удобство и невероятная для ручной графики точность работы в компьютерных программах, стали уже нормой для подавляющего большинства ландшафтных дизайнеров и архитекторов. Здесь предложения всего три, в зависимости от сферы деятельности проектировщика или организации, требований заказчиков, подрядчиков и партнёров. Речь идёт о профессиональных программах векторной графики и любительских пакетах, в которых создание плана совмещено с последующим построением трёхмерной сцены.

ПРАВИЛА ПОСАДКИ РАСТЕНИЙ
Посадка для растения сравнима с выбором школы для ребенка. Именно посадка определяет развитие растения в первые несколько лет жизни, а следовательно – и всю дальнейшую судьбу растения. И для того, чтобы сделать всё, чтобы вашему зеленому питомцу было хорошо и комфортно, надо представлять, что же ему действительно необходимо.

А необходимо ему следующее. Во-первых – свет по потребности. В подавляющем большинстве случаев эту потребность можно сформулировать как «чем больше, тем лучше». Свет любят практически все растения, но некоторые могут (могут, а не хотят!) мирится с его недостатком, это так называемые тенестойкие растения. К ним относятся деревья и кустарники второго яруса леса – черемуха, в меньшей степени – рябина, ели, тсуги, бузина, дерены, гортензии, верески и эрики, актинидия и лимонник. Эти товарищи согласны жить в полутени, под пологом нечасто высаженных высоких деревьев, предпочтительно с ажурной кроной, например, сосен. Есть и исключения, привыкшие к рассеянному отраженному свету – тенелюбы, сформировавшиеся под лесным пологом, но их очень немного – ландыш, копытень, папоротники, мхи.

Вторая по значимости для растения среда обитания – почва. Собственно она и составит основной предмет нашего обсуждения. В почве растение должно надёжно закрепиться, получать из неё воду и растворенные в ней элементы минерального питания, по порам в почве к корням должен проникать воздух, обеспечивающий правильный обмен веществ в этих важнейших для растения органах. Кроме того (о чём часто забывают) почва должна обеспечивать хорошее развитие полезных растению микроорганизмов: как для грибов симбионтов, добывающих для древесных растений дополнительную воду и питание, так и для почвенных бактерий, разлагающих органическое вещество до доступных и необходимых растению веществ.
 
ДЖЕЙМС АЛЕКСАНДЕР-СИНКЛЕР О ВЫСТАВКЕ CHELSEA FLOWER SHOW
Джеймс Александр-Синклер - один из ведущих ландшафтных дизайнеров Великобритании.
Ведущий на ТВ, писатель, ведет постоянные рубрики в журналах для садоводов, является аккредитованным судьей выставки «Челси».
“Я пришел в садоводство случайно, и я благодарен судьбе за это...”

Конечно же, вы все знаете, что фестиваль садов и цветов в Челси - это старейшее шоу и одно из лучших в мире, которому уже 103 года. Успешный сад - основан на качественной подготовке. Все, кто создает фестивальные сады, должны начинать подготовку за год или даже раньше. Так как нужно успеть проработать все детали заранее. В создании сада, как правило, участвуют 4 стороны - дизайнер, садовник, представитель питомника, которые непосредственно занимаются растениями. Когда вы приходите с определённой идеей сада, то первое, что должно прийти в голову, как получить необходимые растения.

И, в конце концов, спонсор, человек с деньгами. И ваша задача заключается в том, чтобы убедить его потратить свои деньги на ваш сад. Почему он должен это делать? Почему люди приходят в Челси, и готовы вложить 400 тысяч фунтов, 500 тысяч фунтов, один сад недавно стоил 1 миллион фунтов. Они это делают, потому что хотят быть причастны к чему-то потрясающему, к тому, что вызывает сенсацию. Это место, куда они могут отправиться со своими клиентами, со своими потребителями, устроить вечеринку, 6 тысяч бутылок шампанского выпивается за один вечер в Челси. Вы получаете возможность быть освещенным во всех средствах массовой информации. И один из способов убедить спонсоров дать вам деньги - это не когда вы фотографируете пустые сады, а когда фотографируете сады с посетителями. Сморите, сколько посетителей приходит на фестиваль, они смотрят на ваш продукт с вашим именем. Но не надо делать это слишком открыто.
РАБОТА С ПОСТАВЩИКОМ

Варианты отправки запроса от ландшафтного дизайнера могут быть разные - от звонка, до вацапа или телеграм. Предварительное общение можно вести в чем угодно, но вот счета и договора удобнее высылать на электронную почту.

Поставщик в ответ на запрос высылает коммерческое предложение (КП) то, что есть на момент запроса + стоимость. Если вас все устраивает, то вы просите выставить счет.
Будьте внимательны - счет действителен в течение 3-5 рабочих дней (стандарт). Если вы не забираете сразу, то по счету можно оплатить 30-50% и товар будет зарезервированы. В дальнейшем, необходимо обговорить с поставщиком сроки доставки и за несколько дней до отгрузки доплатить по счету.

Если вы попросили КП, а через какое-то время просите выставить счет, то товара может уже не быть в налиии. Поставщик не резервирует товар по коммерческому предложению! Таже ситуация и со счетом - если вы не оплатили в отведенное время счет, то товара опять же может не быть в наличии.

 

 

КАДРОВЫЙ ГОЛОД: НЕ ХВАТАЕТ ВСЕХ
Кадровый дефицит – проблема, с которой сегодня сталкиваются во многих сферах бизнеса. Ландшафтная отрасль – не исключение. По отзывам участников рынка ландшафтных услуг, нехватка специалистов и высшего звена – управленцев и креативщиков с нужным набором навыков, и тех, кто работает на земле – заставляет глубоко задуматься.

Какова ситуация сегодня, с чем сталкиваются ландшафтные мастерские, компании полного цикла и питомники, когда речь заходит о кадровом обеспечении творческого и производственного процесса. Редакция журнала обратилась к профессионалам отрасли с просьбой ответить на несколько вопросов, в этой публикации мы постарались систематизировать мнение тех, кто откликнулся.
ДЗЕНСКИЙ САД В ЯХРОМЕ
Почти два года в подмосковной Яхроме существует ретритный центр, украшением которого стал сад, выполненный в стилистике китайского ландшафтного искусства. Автор «Сада радости» – такое название носит это красота – московский ландшафтный дизайнер Надежда Москвина. Увлечение китайской культурной традицией, частые путешествия по Китаю, 20-летний опыт работы в ландшафтном дизайне помогли Надежде создать практически аутентичный китайский сад, в котором этнические китайцы чувствуют себя как дома.

О технологиях и тонкостях создания, о китайской философии, ожившей в «Саду радости», о карпах кои и купательных водоемах в китайском саду Надежда рассказала во время длинных переездов с одного объекта на другой. Другого свободного  времени у нее просто не было!
ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Функциональное проектирование - это не только проект, но и работа с заказчиком, подбор растений, работа на объекте. Начнем с проектирования. Я делаю одну концепцию сада и отдаю на утверждение заказчику. Эта концепция рождается в ходе перебора десятков других вариантов. Я делаю эту работу сам и не перекладываю ее на заказчика - не предоставляю ему право выбора и самому "дизайнерить".

Концепция корректируется по мелочи и в конце получается итоговый-рабочий вариант. На первой встрече с заказчиком, я слушаю все пожелания клиента, но делаю первую планировку без их учета. Чем-то напоминает блюдо в ресторане от «шеф-повара». Т.е. то, что хочет человек берется на заметку, а предложения по размещению на местности полностью игнорируются. Таким образом в первичной планировке заказчик получает взгляд профессионала на его территорию и в 99% это удовлетворяет заказчика.
ИСТОРИЯ АППМ: ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ


Опираясь только на факты, но не претендуя на абсолютную полноту их изложения, постараемся восстановить историю создания АППМ, которая постепенно стала обрастать легендами. Идею создания профессионального объединения питомниководов России высказывали многие, но дальше разговоров дело не шло. С чего начать Как это делается, а главное - кто и для чего будет этим заниматься и в чём выгода - эти вопросы, казалось, были неразрешимы.

Этап 1. Инициирование идеи. В марте 2007 года в журнале "Ландшафтная архитектура. Дизайн " № 1 (главная тема номера - "Генеральная схема озеленения Москвы ") впервые были опубликованы статьи о проблемах и возможностях российских и зарубежных питомников, авторами которых выступили Е.И. Седова, А.Ю. Сапелин, А.Е. Седов, И.А. Савватеева, С.Л. Чижова, В.С. Теодоронский. В этом же номере была впервые помещена карта расположения питомников. У редакции журнала возникла идея обсудить поднятые в статьях актуальные вопросы среди профессионального сообщества, были разосланы соответствующие письма и приглашены специалисты: питомниководы, представители контролирующих органов, проектных учреждений, профильных вузов.
СТАТЬЯ: ПАРК ЗАРЯДЬЕ


Тема «Парк“Зарядье”» стала бестселлером осени 2017 года. День открытия парка, 10 сентября, разделил представителей ландшафтной отрасли на два противоборствующих лагеря: критиков и группу поддержки. Это грустно, поскольку многие составили свое мнение о парке, даже не побывав там. Что поделать, влияние авторитетов на общественное мнение в нашей стране очень велико. Российский максимализм знает только черное и белое и не приемлет полутонов.

Отсутствие исторического контекста и современный дизайн среди исторической застройки, чуждая нам концепция вседозволенности и отсутствия границ в парке, некачественно выполненные отделочные работы - вот только немногие из предъявленных парку обвинений.
ВОЛОНТЕРЫ НА ВЫСТАВКЕ CHELSEA FLOWER SHOW 2016 | САД REVIVE

Примерно в марте я узнала, что Татьяне Гольцовой нужны помощники-волонтёры для строительства сада в Челси. Подумала, что это будет интересный и полезный опыт: школа высокого уровня по созданию выставочного сада. Еще в декабре, когда Татьяна искала спонсоров, я пообещала, что помогу, чем смогу. Так оно и вышло. В столь серьёзном деле, как создание выставочного сада, своя команда была просто необходима. Делали все, от элементарной очистки от жёлтых листьев, до идеальной посадки. А ещё надо было приготовить ужин, подумать об обеде. И самое главное – поддерживать в членах команды внутреннее спокойствие и уверенность в том, что мы всё успеем. Эмоциональное состояние каждого из нас было очень важно для успешного результата.

Чему удивилась? Качество растений! Я много лет посещаю выставки, посвященные цветам в Москве, но такого количества и качества посадочного материала я никогда в жизни не видела. Для англичан это грандиозное событие, к которому они готовились весь год. Выращивали растения «Show size», жирные двухметровые наперстянки, цветущие в мае новые сорта георгин! Махровые тюльпаны размером с пион и еще много всего, так восхитившего меня. На всех площадках строящихся садов трудились маленькие экскаваторы, погрузчики и прочие милые машинки. Управляли всей этой мини техникой улыбающиеся англичане, французы, немцы. Всё это было непривычно и необычно для нас. Совершенно новые ощущения от такой совместной работы. Подобное разнообразие малой техники гораздо продуктивнее, чем привычные для нас рабочие с тачками.
БИОГРАФИЯ: МИХАИЛ ЩЕГЛОВ

Родился и вырос в Москве. С детства питал страсть к живой природе, поэтому в летнее время уезжал на дачу, где мог часами гулять по лесу или цветущим лугам, изучая по книгам полевые растения и наблюдая за жизнью всего, что бегает, прыгает, жужжит и летает...
После окончания школы и службы в армии поступил в Сельскохозяйственную академию им. К. А. Тимирязева, где впоследствии защитил кандидатскую диссертацию и получил квалификацию специалиста по защищенному грунту.

В начале 2000-х годов зародилась идея создания информационного сайта по ландшафтному дизайну. Но начиналось все с экономического кризиса (дефолта) 1998 года, который заставил многих из нас поменять образ деятельности и заняться поисками новой работы. Небольшая компания, торговым представителем которой я в то время работал, также не перенесла финансовых потрясений и благополучно обанкротилась в течение месяца. К счастью, один из сокурсников, с которым меня связывала дружба со времен обучения в Тимирязевской академии, предложил мне применить полученные когда-то в стенах вуза знания и поработать в компании по озеленению и благоустройству приусадебных участков.

 
БИОГРАФИЯ: ЭНТОНИ ПОЛ


Мне посчастливилось вырасти в Новой Зеландии, где я научился любить растения и природу с самого раннего возраста. В детстве у меня никогда не было особых спортивных достижений из-за плохого зрения, но я наслаждался садом и садоводством с самого раннего возраста. Я всегда любил животных и растения, так как я был ребенком, который пытается увидеть красоту даже в самом уродливом насекомом или в самом странном растении. Я подрабатывал на стрижке газонов во время летних каникул в Окленде и с тех пор влюбился в сады.<
 
ИНТЕРВЬЮ С АРИАНОЙ ДЕЛИЛЕЗ. ФРАНЦУЗСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЛАНДШАФТНЫХ АРХИТЕКТОРОВ
Интервью с Арианой Делилез, более 20 лет проработавшей директором Французской федерации ландшафтных архитекторов, записала и перевела для нас Ирина Гарнье, официальный представитель федерации на территории РФ, президент консалтинговой компании IB2C France SAS.

Когда-то еще лет 40 назад ландшафтных архитекторов во Франции называли planteurs («те, кто высаживает»). Их приглашали в момент, когда стройка почти закончилась, чтобы посадить деревья и цветы. А вместо федерации была организация, в то время называемая Обществом ландшафтных дизайнеров, в котором состояли профессионалы старой школы.
 
ТАТЬЯНА ГОЛЬЦОВА. ВОСПОМИНАНИЯ О ВЫСТАВКЕ CHELSEA FLOWER SHOW 2016
Май 2010 года. Мы без году неделя в ландшафтном дизайне. Сняли две комнаты на заброшенной фабрике. Нашли стол и две тумбочки. Теперь у нас есть офис! Втроем сидим на этих тумбочках, и я совершенно искренне говорю: «Девчонки, не смотрите вокруг. Вы очень талантливые! Мы будем строить замечательные, удивительные сады. И один из них будет на Челси, через 5 лет, я обещаю». Учитывая антураж, речь моя звучала очень комично. Дружно повеселились над этим.

Июнь 2015 года. В час ночи возвращаемся с Мариной Бойко с объекта. Устали, решили заехать в кафе. «Мариша, есть одна мысль. Давай сделаем сад для Челси?». Недоумение, встречный вопрос: «Ты хочешь поучаствовать в Челси?!». Ответ: «Да, нет! Я не хочу поучаствовать, я хочу Гран-при». Обе скатились под стол от смеха.

Через неделю устроили мозговой штурм – я, Марина Бойко, Валентина Шалыгина, Фаина Иноземцева и Брушша Монакова – на тему «Что мы хотим сказать?». Закончился мозговой штурм темой «разлом». В процессе разработки эскизов она трансформировалась в «возрождение». <
 
БИОГРАФИЯ: ОЛЬГА ТАЛИВАНОВА
В 1982 г. я поступила на биолого-химический факультет МГПИ им. В.И. Ленина. Лекции по ботанике у нас читала легендарная Татьяна Ивановна Серебрякова. Слушала ее, затаив дыхание. Курсовые и дипломную работы выполняла на кафедре ботаники. Моим научным руководителем был удивительный человек – профессор Татьяна Георгиевна Дервиз-Соколова. Это общение сыграло большую роль в моем становлении как биолога. Какие у нас были интересные полевые практики и полные романтики экспедиции по стране! Училась с большим удовольствием. Курс наш был замечательным и дружным, со многими однокурсниками до сих пор общаемся.


После окончания института мне предлагали остаться на кафедре, но я мечтала работать в школе. Мне казалось, что это более важная миссия. Преподавала биологию 15 лет, из них 12 лет в одной из лучших школ Москвы – Центре образования № 109 (школа Е.А. Ямбурга), чему очень рада. Отличный педагогический коллектив, яркий и прогрессивный директор, и авторитетные завучи. Школа меня многому научила и закалила.
 
БИОГРАФИЯ: ДИАНА САБИРОВА
Родилась 19 декабря 1977 года в Москве. В 2001 году закончила исторический факультет (отделение истории искусств) МГУ имени М.В.Ломоносова. Тема дипломной работы:" Садово-парковое искусство Франции 60-90 годов 20 века". Параллельно, в 2000 году закончила курсы в области экологии при биофаке и Экоцентре МГУ по направлению "Ландшафтный дизайн", где потом несколько лет преподавала.

С тех пор и по настоящий момент практикующий ландшафтный архитектор, на счету которого множество реализованных проектов, как в частном секторе так и в области городского озеленения (главная площадь города Костромы 2010 год, проект двора жилого дома на Поварской улице в Москве, проекты городских клумб и цветников). Основным направлением своей деятельности считаю создание частных садов и садово-парковых ансамблей.
 

©  Ландшафтная отрасль 
Информационно-аналитическое издание для профессионалов отрасли
Телефон: +7 (926) 100-1511 | box@landustry.ru